Характеристика Пьера Безухова из романа-эпопеи «Война и мир»

Пьер Безухов из романа-эпопеи «Война и мир»


Роман-эпопея «Война и мир» — безусловно, одно из самых объёмных произведений русской литературы. Его действующими лицами является огромное количество персонажей. Характеристика образа Пьера Безухова показывает нам одного из центральных героев этой исторической эпопеи.

Кто такой Пьер Безухов

Пётр Кириллович (Пьер) Безухов — внебрачный сын богатого графа Кирилла Безухова, подвизавшегося на императорской службе ещё в эпоху Екатерины Великой. Это молодой человек, который долгое время жил в Европе, где получил прекрасное образование. В начале романа он как раз вернулся в Россию и поселился в доме родственника своего отца — князя Курагина.

Пьер Безухов появляется в столичном высшем обществе, где становится объектом критики: петербургских аристократов смущает простота Безухова, его прямота, правдивость слов и поступков. Пьер Безухов, кроме того, является человеком некрасивым — по крайней мере, его внешность не соответствует дворянским «модным трендам» тех лет. Он толстый, массивный, неуклюжий, неловкий.

Тем временем Кирилл Безухов умирает, перед этим пишет письмо императору Александру I с просьбой признать Пьера его законным сыном. Безухов-старший многое сделал для страны, поэтому его просьбу царь удовлетворил. Вследствие этого всё состояние отца переходит Пьеру, и тот становится одним из богатейших молодых людей в России. Он начинает пользоваться успехом у дам, которые внезапно как бы перестают обращать внимание на его внешние недостатки.

Пьер Безухов женится на дочери князя Курагина Элен, которая, однако, начинает ему изменять. Одним из её любовников становится Фёдор Долохов, старый приятель Безухова. Пьер и Долохов ссорятся по этому поводу и участвуют в дуэли, в которой Пьер чудом остаётся жив. После этого Безухов уходит от Элен и пускается в духовные искания, которые приводят его к масонству. Впрочем, вскоре он разочаровался в этом движении.

Во время войны с Наполеоном Пьер Безухов остаётся в оккупированной Москве, чтобы убить Наполеона. Этот замысел ему не удался — он попал в плен. Там он познакомился с простым солдатом крестьянского происхождения — Платоном Каратаевым, в беседах с которым постиг народное мироощущение.

Постепенно Пьер Безухов духовно преображается. Он решил посвятить свою жизнь помощи другим людям. Его новой супругой становится Наташа Ростова, с которой он очень счастлив в браке. У Безухова и Наташи рождаются четверо детей.

Прообразы персонажа и его отца

Отец Пьера, Кирилл Безухов, является литературным «отражением» знаменитого канцлера Александра Безбородко, который сосредоточил на себе всю внешнюю политику России того времени (вторая половина восемнадцатого века).

Многие персонажи романа имеют конкретных прототипов, однако Пьер Безухов является исключением: какого-то одного конкретного прообраза у него нет. Тем не менее, определённые частичные прототипы имеются и у него, и в первую очередь это сам Лев Толстой. Другой прототип — более ранний персонаж писателя Дмитрий Нехлюдов, который, в свою очередь, имеет своего реального прообраза – Дмитрия Дьякова, друга писателя и крёстного отца его дочери Татьяны. Отмечается даже внешнее сходство Дьякова с Нехлюдовым и Безуховым — это был полный молодой человек с добрым характером.

Ещё один вероятный прототип — Пётр Вяземский, известный русский поэт, свидетель Бородинского сражения. Наконец, называют и Матвея Дмитриева-Мамонова — сына екатерининского фаворита; он имел очень много денег, обладал вспыльчивым характером и смог вооружить на собственные средства целый полк. Дмитриев-Мамонов тоже увлекался масонством и обладал высоким ростом.

Особенности персонажа

Пьер Безухов с самого начала очень не похож на других представителей российского высшего света. Те занятия, которыми увлекаются дворяне и вельможи, его не привлекают и наводят на него скуку. Пьер долго и упорно ищет своё место в жизни, осуществляет, в том числе, и духовный поиск. Видимо, Лев Толстой уже с самого начала заложил в него некое изначально позитивное начало. Поэтому в конце, после встречи с Платоном Каратаевым, полноценного «духовного преображения» Безухова всё-таки не происходит: он просто обретает то, к чему шёл и что смутно чувствовал с самого начала.

Заключение

Образ Пьера Безухова был, видимо, весьма значим для самого Льва Толстого. Это персонаж, который как бы самой природой был предназначен для какой-то важной миссии, в связи с чем он был оторван от привычной дворянской светской жизни. Это определённым образом соотносится с судьбой самого Льва Толстого, который постепенно пришёл к идее сближения с народом и отказа от старого дворянского мышления. И, как и его персонаж, писатель подвергался жёсткой критике со стороны общества.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *