Лев Николаевич Толстой входит в число величайших мировых писателей со своими глубокомысленными произведениями, изменившими восприятие жизни многочисленных читателей России и зарубежных стран. Цикл «Севастопольские рассказы» — одно из подтверждений мастерства Толстого, его погружённости в темы войны, героизма, бесчеловечности.
Содержание
История создания
Основой для цикла «Севастопольские рассказы» послужили личные наблюдения Толстого, относящиеся к Крымской войне 1853–1856 гг. Писатель своими глазами видел итоги сражений, погибающих людей, кровавые картины бесчеловечности, ярости, страданий.
Замеченное при обороне Севастополя Лев Николаевич фиксировал в дневнике. Туда же автор записывал размышления о войне, поступках людей, их характерах и другое. В 1855 году дневниковые записи приобрели художественную форму, и в том же году в журнал «Современник» опубликовал первый рассказ из цикла — «Севастополь в декабре месяце».
Публика была восхищена первым и следующими двумя рассказами («Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»). Проделанная писателем работа получила одобрение царской семьи. Боясь за жизнь талантливого отражателя событий войны, Александр II потребовал, чтоб Толстого перевезли из мест боевых действий в безопасное место.
Жанр и направление
Произведения цикла относятся к жанру рассказа. Об этом свидетельствует схожесть особенностей «Севастопольских рассказов» с общепринятыми характерными чертами данного жанра:
- маленький объём (66 страниц электронной книги);
- определённое количество действующих лиц (Михайлов, М. Козельцов, В. Козельцов, рассказчик, защитники города);
- наличие одной сюжетной линии (военные действия при обороне Севастополя);
- повествование от одного лица (от лица рассказчика);
- единство места и действия (одно событие — война; одно место — Севастополь).
Стоит также отметить, что некоторые литературоведы относят цикл к жанру очерка или репортажа, так как описанное в произведении является достоверным отражением увиденных автором исторических событий во время нахождения в месте боевых действий.
Направление цикла из трёх рассказов «Севастопольские рассказы» — реализм, так как Толстой правдиво воспроизводит действительность и использует типичные образы.
Сюжет
«Севастополь в декабре месяце». В городе царит спокойствие. Пока люди ведут привычный образ жизни, недалеко в сражениях проливается большое количество крови. Однако защитники Севастополя уверены в победе и не отчаиваются.
Рассказчик делает акцент на бессердечности происходящего: власти не могут найти общий язык, во временных больницах страдают солдаты с ампутированными конечностями. Всё это внушает ужас самому стойкому человеку.
Автор описывает посещение четвёртого бастиона — знаменитого элемента обороны. Там он общается с командиром.
«Севастополь в мае». Уже полгода город осаждают. Повседневной жизни Севастополя приходит конец: остаётся мало жителей, улицы разрушаются после постоянных штурмов. Многие русские солдаты погибают.
Власти в это время опускают руки. От них отличаются воины, которые самоотверженно сражаются за страну. Оказывается, что ни русские, ни французы точно не знают, за что именно умирают. Бессмысленность происходящего возрастает от того факта, что в моменты перемирия простые солдаты двух стран дружелюбно общаются друг с другом.
Особо отличается военная аристократия, которая в реальности несёт меньший урон, но не упускает возможности восславить собственную храбрость. Ярким представителем является штабс-капитан Михайлов, мечтающий о скорых наградах и деньгах. Получив несерьёзное ранение в голову, этот человек видит в этом повод прославить имя.
«Севастополь в августе 1855 года». Бои переносятся на улицы города. Перемирия становятся редкостью. В Севастополь приезжают браться Козельцовы. Никто не понимает, почему они решили променять спокойную жизнь на кровавые сражения. Козельцовы погибают.
Русские солдаты отступают. Севастополь переходит во власть французов.
Композиция
Цикл «Севастопольские рассказы» состоит из трёх рассказов. В первом рассказе, «Севастополь в декабре месяце», отсутствует сюжетность. Автор знакомит читателя с городом и царящей в войне бесчеловечностью. Данная часть представляет собой некую экскурсию в происходящее.
Второй и третий рассказ — противопоставление представителей русского офицерства. «Севастополь в мае» повествует о тщеславности некоторых офицеров в лице Михайлова, что противоположно описанным в «Севастополе в августе 1855 года» братьям Козельцовым, один из которых уважаемый офицер, а другой — новобранец-доброволец.
Темы
В цикле «Севастопольские рассказы» раскрыты следующие темы:
- Война. Автор показывает беспощадность и бессмысленность военных действий. Из-за решений власти простые солдаты теряют свои жизни, становятся калеками. Чуждая человеческим сердцам война, по «Севастопольским рассказам», рано или поздно превращается в обыденность, что нельзя назвать нормой. Война, гибель, боль не должны становиться чем-то нормальным.
- Настоящая и ложная отвага. Сражающиеся на поле боя делятся на тех, чьи души горят стремлением защитить свою страну, и тех, кто надеется отделаться меньшим злом и получить признание. Толстой на примере второго и третьего рассказа цикла показал разницу между истинным и показным героизмом на примере жалкого Михайлова и бравых братьев Козельцовых.
Идея
Основная мысль цикла «Севастопольские рассказы» состоит в том, что война противоестественна. Война не только отнимает жизни, но и калечит души. Боевые действия часто высвечивает неприглядные поступки людей, принуждают к бессердечию, внушают неподдельный ужас и ложную уверенность в величии. Природой задумано беречь человеческие жизни, но некоторые власть имущие желают за счёт жизней других людей продвигаться вперёд по карьерной лестнице.
Основные герои
Рассказчик — прототип самого Толстого. Он наблюдает ход войны и фиксирует события и свои мысли в записях.
Солдаты — защитники города, горящие желанием одержать победу, отстоять родные места.
Михайлов — штабс-капитан, живущий желанием получить выгоду от войны.
Михаил Козельцов — честный офицер, который борется с врагами не из-за амбиций, а из-за патриотических стремлений.
Владимир Козельцов — новобранец, добровольно решивший защищать Севастополь.
Чему учит
Цикл «Севастопольские рассказы» учит правильности трактовки слова «патриотизм». Любовь к Родине не равняется любви к наградам, славе и деньгам. Патриотизм, в первую очередь, включает желание помогать ближнему. Любовь к стране — это демонстрация понимания значимости каждой отдельно взятой жизни.
Это произведение Толстого являет миру нелицеприятную правду о войне, чтоб читатели могли понять, к чему приводит ненависть, излишняя амбициозность. Величайшая ценность любого человека — жизнь. Если бы всё человечество это понимало, растило в себе сострадание, созидательные силы, то в мире было бы меньше поводов расстаться с этим ценным даром.