Характеристика Евгения Базарова из романа «Отцы и дети»

Евгений Базаров («Отцы и дети»)

Евгений Базаров, главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» — представитель молодого поколения середины девятнадцатого века. Характеристика образа Базарова неоднозначна, поэтому у читателей могут быть об этом герое совершенно противоположные мнения. Евгений учится на доктора, ценит только полезные дела, презирает чувствительность, красноречие, поэзию, искусство. Для него не существует красоты, главным в жизни он считает пользу и разумность. Он не признаёт авторитетов, резок в своих суждениях и считает себя всегда правым.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Евгений Базаров — высокий молодой человек с умным, самоуверенным выражением худого, длинного лица. Глаза у него большие, зеленоватые, лоб широкий, губы тонкие. Длинные, густые тёмно-белокурые волосы не скрывают крупных выпуклостей черепа. На щеках Евгений отрастил бакенбарды песочного цвета.

Голос у него мужественный, когда этот герой говорил, «в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи Евгения ленивы, немногосложны, он не любит рассуждать на отвлечённые темы, говорит только по делу и терпеть не может красивых фраз.

Происхождение, образование

Отец Базарова — отставной армейский хирург, а мать — небогатая дворянка. Они были религиозны, а их сын, к их огорчению, отрёкся от веры.

Родители очень любили Евгения и постарались дать ему хорошее образование. В университете он изучал естественные науки и собирался держать экзамен на доктора.

Нигилистические взгляды героя

Евгений Базаров предстаёт перед читателями очень гордым и крайне самоуверенным человеком. Для него нет авторитетов, он полностью уверен в своём превосходстве над другими персонажами романа и, в первую очередь, над Павлом Петровичем Кирсановым.

Главный герой романа отрицает все общепринятые нормы и ценности: он не признаёт искусство, равнодушен к любви, к красоте природы. По его мнению, окружающий мир является лишь средством для достижения человеком определённых целей, особой мастерской для учёных. Сам он постоянно проводит различные опыты и испытания.

Любые проявления чувств Базаровым также осуждаются: дружба для него не более чем приятельство, а любовь не более чем физиологическое влечение. Герой уверен, что время романтизма канула в Лету и наступило время дельных людей. Он считает, что человек должен делать полезные дела, а не витать в облаках. Приоритетом для него была не красота, а польза. Евгений желает быть полезным обществу: поэтому он связывает свою жизнь с наукой, а именно — медициной.

Взаимоотношения Базарова с другими персонажами

Самонадеянность Базарова отражается на его поведении и манере общения с людьми: он запросто может начать диалог, но, кажется, не особо заинтересован в его развитии, по сути, этого человека вообще сложно увлечь чем-то по-настоящему. Кроме того, герой ведёт себя весьма развязно, возможно, из-за своего происхождения: он занимает промежуточное место между дворянами и простыми людьми, а потому, не всегда комфортно чувствует себя с теми, кто превосходит его в социальном статусе. Силясь скрыть это, Базаров прикрывается маской безразличия и небрежности.

Главным антагонистом главного героя среди персонажей является Павел Петрович Кирсанов, представитель старого русского дворянства, которое, по мнению Базарова, давно изжило себя. Павел Петрович презирает молодого нигилиста, считает его самовлюблённым, дерзким гордецом и нахалом. Евгений, в свою очередь, тоже презирает Павла Петровича, ведущего праздный образ жизни. Когда тот рассуждал о важности чувства собственного достоинства аристократов, Базаров сказал ему, что от того, что вы уважаете себя, для общественного блага нет никакой пользы.

Николай Петрович Кирсанов, в своём немолодом возрасте оставшийся чувствительным человеком, любящим поэзию и музыку, вызывает у Базарова сожаление. Он считает, что то, что Николай Петрович читает стихи Пушкина и играет на виолончели — «это никуда не годится». Евгений посоветовал Аркадию дать его отцу почитать какую-нибудь дельную книгу, например, «Материю и силу» Бюхнера. Николай Петрович уважает Евгения, считает его очень умным, знающим человеком.

Аркадий тоже уважает своего старшего друга, разделяет его убеждения, гордится дружбой с ним. А Базаров считает Аркадия человеком робким, с нежной душой. Для Евгения его друг — «либеральный барич», способный только говорить красиво.

С пренебрежением относится Базаров и к Ситникову и Куклину, понимая, что их увлечение нигилизмом поверхностно, что для них это своеобразная дань моде.

Отца и мать Евгений любит, но скучает в их обществе, так как они ему неинтересны. Родители обожают своего единственного сына, отец гордится его умом, а мать даже немного побаивается сына.

Фенечка, слуги Кирсановых, дворовые мальчишки относятся к Базарову с симпатией и доверием. Но в глазах мужиков он был вроде шута горохового, хотя полагал, что понимает их и знает, как с ними общаться. Мужики слушали и говорили с ним снисходительно. Они были уверены, что он ничего не смыслит в их жизни.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой заслуживают более подробного рассмотрения.

Базаров и Одинцова

История любви Базарова к молодой помещице Анне Сергеевне Одинцовой составляет центр романа. Встреча Евгения с этой героиней как бы делит роман на две части. В первой части перед нами Базаров предстаёт самоуверенным, сильным духом человеком, а во второй части ему пришлось бороться со своим чувством любви к Анне Сергеевне.

Базаров был уверен, что любовь — чепуха, романтизм, художество, но жизнь оказалась сильнее этих теоретических взглядов. Отрицая существование настоящей любви, Евгений вдруг сам влюбляется и с ужасом осознает, что он довольно романтичный человек. Его железная воля и могучий разум оказались побеждены любовью, которую он отрицал. Трагедия Базарова не только в том, что его любовь осталась безответной, но и в том, что она была сильнейшим ударом по нигилистическим воззрениям героя. В разговорах с Одинцовой он с презрением отзывался о романтиках, но понимал, что сам он стал относиться к ней как романтик, от этого его охватывало негодование, и он старался победить любовь усилием воли. Базаров начинает понимать, что все его рассуждения не стали чем-то большим, чем просто слова, они попросту не выдержали испытания реальной жизнью.

Он находит в себе силы, признать, что нигилизм оказался ложной теорией. Это особенно видно в последнем эпизоде романа: теперь уже Базаров не представляется гениальным человеком, гигантом философской мысли. Он сам вдруг понимает, как далёк от тщательно создаваемого им образа. Перед смертью Базаров окончательно понял, что стихия жизни сильнее всяких теорий и признался Анне Сергеевне, что любил её.

Характер Базарова

К положительным чертам характера Базарова относится трудолюбие, интерес к науке (эти качества он перенял от отца). Он презирает паразитический образ жизни, фразёрство, уважает крестьян. Этот герой привык трудиться и зарабатывать на жизнь честным трудом: он резко порицает праздное времяпровождение, не любит балы и светские вечера, никогда не танцует.

К отрицательным чертам характера героя можно отнести его излишнюю бескомпромиссность, циничность, пренебрежение к любви, поэзии, искусству и философии.

Противоречивость характера Базарова состоит в том, что этот герой и созидатель (он деятелен, трудолюбив, занимается наукой), и разрушитель (отрицает авторитеты и всё прекрасное, что есть в жизни).

Заключение

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — это образ бунтаря, появившийся на сломе эпох, когда одна общественная сила (демократы) сменяет другую (аристократов). Автор показал, что крайние взгляды героя на жизнь, нигилистические убеждения вступили в борьбу с его человеческой природой. И победа в этой борьбе осталась за натурой Базарова, а не за его сознательными убеждениями.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *