Характеристика Лопахина из пьесы «Вишнёвый сад»

Ермолай Алексеевич Лопахин из пьесы «Вишнёвый сад»


«Вишнёвый сад» — одно из самых известных произведений А. П. Чехова. И одно из самых «символистских». В образе вишнёвого сада предстаёт старая дворянская Россия, разрушающаяся соответственно веяниям времени. Ниже представлена характеристика образа Лопахина — ключевого персонажа, ответственного за разрушение вишнёвого сада.

Кто такой Лопахин

Ермолай Алексеевич Лопахин — представитель нового для того времени общества, капиталистического. Это предприимчивый купец. Когда Раневская сталкивается с необходимостью продать вишнёвый сад за долги, Лопахин предлагает ей интересный вариант «спасения» участка. По его мнению, деревья в саду нужно вырубить, а землю разделить на участки и сдавать в аренду дачникам.

Предложение Лопахина, понятное дело, вызвало негодование. Ведь вишнёвый сад для Раневской был не просто доходным участком, который ежегодно приносит некоторое количество ягод; для неё он был символом родного дома, непременным атрибутом всей её жизни. Здесь прошла её молодость, здесь же погиб её сын Гриша. Таким образом, этот сад является своеобразным памятником, культовым местом, и вырубать его, да ещё и раздавать землю по кускам в аренду дачникам, Раневская ни за что бы не согласилась.

Лопахин же — абсолютный материалист. Он совершенно не понимает, как вишнёвый сад может значить что-то ещё, кроме земли, деревьев и ягод.

В конце концов, вишнёвый сад всё-таки приходится продать на аукционе. Некоторой неожиданностью для Раневской стало то, что покупателем участка стал тот самый Лопахин. Став владельцем сада, он сразу осуществил то, что хотел: вырубил деревья, разделил землю на куски и стал сдавать их в аренду.

В этом, казалось бы, можно усмотреть истинную сущность Лопахина. Его интересуют деньги — и только деньги. В начале пьесы кажется, что он предлагает свой вариант раздела вишнёвого сада как вынужденную необходимость, чтобы спасти Раневскую от безденежья. Но в финале оказывается, что его интересует лишь сам процесс уничтожения сада и раздачи его арендаторам, а также ещё большая прибыль: сам он от безденежья явно не страдает.

Положительный или отрицательный персонаж?

Примечательно, что именно Лопахин, а не владелица участка Раневская, является центральным персонажем в пьесе. Так его определял и сам Чехов, об этом говорят и литературоведы. Лопахин является тем, кто решает окончательную судьбу вишнёвого сада. Лопахин разрушает целый мир и, по сути, выгоняет из этого мира прежних его владельцев.

Но встаёт вопрос о том, каким персонажем является Лопахин — отрицательным или положительным. Очевидно всё-таки второе. Раневская и её семья предстают в некоем комическом виде. Они явно не соответствуют тому миру, который разворачивается вокруг них. Это старое дворянство, которое уже отжило свой век, не играет никакой общественной роли и должно поэтому уступить место более прогрессивным и молодым силам, представителем которых и является купец Лопахин.

Именно купцы, промышленники и торговцы становились в те годы у руля страны и её общества. В традиционном понимании купцы считались низшим сословием, их положение роднило их с крестьянством. Постепенно дворяне по своему положению становятся ниже купцов , поскольку мыслят устаревшими понятиями, держатся за свои патриархальные устои, живут за счёт аграрного сектора, но не развивают его, не владеют актуальными знаниями и навыками, вдобавок их материальное состояние стремительно ухудшается.

Сам Антон Чехов был вполне современным человеком для своей эпохи и не особо жаловал старое дворянство. Поэтому Лопахин был ему весьма симпатичен. Этот купец был сыном крепостного крестьянина, который никак не занимался его воспитанием, постоянно пил и бил сына. Несмотря на такое трудное детство, Лопахин оказался бойким и смышлёным парнем и добился огромного успеха: стал купцом, у него теперь много денег, хороший дом, приличный костюм и т. д.

Отсюда понятно, что Лопахина всё-таки интересуют не только деньги. Участь вишнёвого сада была неизбежной — он должен был погибнуть в силу естественных причин. А Лопахин, действительно, нашёл хороший способ его спасти и заставить приносить пользу в новых обстоятельствах. Бывший сад начинает активную жизнь, а не служит мёртвым памятником ушедшей эпохе.

Заключение

Образ Лопахина — это олицетворение новой России (на начало двадцатого века). Это пример современного общества, не скованного никакими предрассудками и активно занимающегося делом. Есть в этом образе, конечно, и некоторые спорные моменты. К примеру, он не любит читать книги — от них ему становится скучно и он засыпает. Однако это компенсируется его практическим умом, деловой смекалкой. К тому же под «умными» книгами явно имелась в виду старая дворянская литература, которая для нового общества не приносила никакой пользы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *