Бессмертная комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», написанная в 1824 году, была основательно подправлена цензурой. Полный вариант пьесы вышел уже после смерти писателя в 1828 году.
В комедии «Горе от ума», как во многих произведениях 19-начала 20 веков, показано противостояние старого и нового мира, прошлого и будущего России в целом, и Москвы в частности. Характеристика образа Фамусова дана как яркий пример устоявшегося мирка аристократично-патриархального общества.
Содержание
Сюжет
Действие пьесы происходит в Москве, в доме Фамусова. Здесь собралось всё высшее общество патриархальной Москвы, связанное родственно-дружескими связями. Это закостенелое, консервативное собрание людей, связанных круговой порукой. Главный и общий их враг — просвещение, способное растормошить и разогнать это болото. Ярким представителем нового поколения является Александр Андреевич Чацкий, который противостоит невежеству собравшихся аристократов. Его оппонентом выведен образ Фамусова, ярого противника нововведений и образования.
Портрет Фамусова
Фамусов Павел Афанасьевич — вдовец, воспитывающий 17-летнюю дочь Софью. Он уже в годах «дожил до седин», служит в государственном учреждении. Служба для него является только источником почёта и благосостояния. Павел Афанасьевич ленив, работой своей занимается неохотно, без внимания подписывает бумаги. С делами он разбирается просто: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Место, где служит Фамусов, видимо, довольно престижное, поэтому он может использовать служебное положение в личных целях.
По характеру он не злобив, может быть даже добр. Он любит свою дочь, дружелюбно привечает Чацкого, сына своего старого друга.
Основные черты характера Фамусова — подобострастие к вышестоящим, лень, болтливость, негативное отношение к образованию. Последнее он считает высшим человеческим злом, способным разрушить весь налаженный быт ( «ученье — вот чума, учёность — вот причина..») Хотя сам далеко не глуп, а скорее хитёр. Его речь грамотная, но разбавлена говором простолюдина. Он знает иностранные языки, но принципиально их не употребляет в своей речи. Сказанные им в пьесе выражения давно стали крылатыми: «Ба! Знакомые всё лица!», «С чувством, с толком, с расстановкой».
Фамусов вообще ярый приверженец старины, её обычаев, традиций. Поэтому в его речи так много простонародных слов.
Главная цель Павла Афанасьевича найти дочери выгодного мужа, богатого и при чине («Кто беден, тот тебе не пара…»).
Отношения с людьми
По своей натуре Фамусов общителен и гостеприимен. Однако такое отношение к людям продиктовано в основном его любовью к сплетням, желанием найти и сохранить нужные связи, скрыть своё незавидное финансовое положение.
Фамусов охотно общается с людьми, от которых можно что-то получить или которые значимы в обществе, заискивает перед теми, кто выше его по званию или положению. Он зависим от чужого мнения «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Для него не является постыдным подхалимство, высшим достижением человека для него является умение «подслужиться».
Свою дочь Софью он учит таким же правилам. Для него чужды понятия любовь, честь, совесть, гордость. Несмотря на отрицательное отношение к обучению и книгам, ко всему иностранному, Фамусов нанимает Софье французов-учителей для обучения дочери музыке, танцам, языку потому, что так принято в обществе. При этом сам он не советует ей сильно увлекаться образованием, а жить как он.
Фамусову непонятно зачем иметь образование и читать книги, если нет должного положения в обществе. Он искренне восхищается недалёким Скалозубом, лишь от того, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы».
Неоднозначно отношение Фамусова к Чацкому. Он его воспитывал, помнит маленьким мальчиком. Но Александр Андреевич не соответствует идеалу Павла Афанасьевича: у него нет денег, он не занимает положение в обществе, слишком умён.
Вообще, по отношению Фамусова к человеку, сразу видно, какое тот занимает положение в обществе и насколько богат и влиятелен. Медовый говорок в разговоре с высокопоставленными особами, легко меняется на панибратское отношение при общении с людьми ниже его по рангу, и становятся совсем грубыми при обращении к слугам.
Заключение
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» — это отображение высшего дворянского общества Москвы. А. С. Грибоедов ясно даёт понять, что «фамусовы» ещё не изжили себя. На смену Павлу Афанасьевичу идут такие же льстецы и подхалимы, но более жестокие, хитрые и недалёкие, такие, как Молчалин, Репетилов, Скалозуб. А умные, гордые и благородные люди, как Александр Андреевич Чацкий, ещё не готовы им противостоять, поэтому они могут только бежать от Фамусова и общества в целом.