Характеристика Кулигина из пьесы «Гроза»

Кулигин («Гроза»)

В классической литературе каждому персонажу отводится своя функция, образ вводится в произведение не просто так. Это касается и второстепенных персонажей, каким является Кулигин из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Яркая характеристика образа Кулигина отличается положительными качествами этого человека, запоминается читателю. Даже фамилия персонажа однозначно намекает на русского изобретателя Ивана Кулибина, не понятого современниками. Большинство своих замыслов Кулибин не успел реализовать. Известно, что реальный Кулибин сочинял стихи, как и его литературная копия.

Характер

В целом персонаж изображен автором как человек своеобразный, даже немного чудаковатый.

Читатель задаётся вопросом, как хороший и трудолюбивый Кулигин, который работает на благо народа, живет в городке Калинов. «Тёмное царство» — рассадник невежества и самодурства. Жители скрывают собственное мнение, страдают от самодуров-богатеев. Люди живут по правилам домостроя, угнетают близких, обманывают, ходят на церковную службу и на рынок. Они ничего не хотят менять в своей жизни.

Кулигин не молод, ему пятьдесят лет. Он изобретатель, часовых дел мастер. Поэт в душе, положивший всю жизнь на изучение работы механизмов, любит природу, восхищается её живописными пейзажами. Борису Кулигин признаётся, что пишет стихи «по-старинному».

Он читает много книг, делится своими знаниями с жителями города. Кулигин всесторонне развивается, не зацикливается только на механике. Изобретатель может поддерживать разговор на разные темы.

Механик-самоучка хочет разместить в Калинове солнечные часы и мечтает поставить ещё громоотвод. Конечно же, городские меценаты его не поддерживают. Себя он называет маленьким человеком, что говорит о его скромности. В то же время Кулигин смелый, всегда отвечает за свои слова и поступки. Он вышел из мещанского сословия, но в нем совершенно нет той животной жестокости Дикого и злости Кабанихи. Нет и лицемерия, как у Бориса.

Мировоззрение

У Кулигина «новые взгляды» на жизнь, он шагает в ногу с прогрессом, принимает новое, готов постоянно развиваться. Старается сделать жизнь горожан удобнее. Но мещане не разделяют его взглядов. Такое отношение к миру только удивляет их. Им дико от того, что некто безвозмездно делает доброе дело. Помыслы Кулигина существенно отличаются от мышления других людей. Иные у него идеалы и стремления.

Интеллигент из провинции жаждет внести посильный вклад для преобразования города, понимает неизбежность перемен в тёмном царстве, но не способен один бороться с устаревшим миром.

В разговорах Кулигин метко характеризует других персонажей пьесы, без страха высказывает свои мысли о чудовищном укладе жизни мещан, защищает бедняков. Но обличая нравы помещиков, он не вступает с ними в открытую борьбу. Он прекрасно понимает, что силы не равны.

Ученый высмеивает ограниченный внутренний мир местных жителей, которые выходят на прогулку для показа нарядов. По убеждению Кулигина, главный смысл жизни местного самодура — ограбить бедняков, запугать родственников, чтобы не посмели никому жаловаться.

Мечты благородного изобретателя

Кулигин разрабатывает вечный двигатель, мечтает продать изобретение англичанам и обеспечить работой горожан. Он так и объясняет: «А то руки есть, а работать нечего». На солнечные часы для города часовщик просит у богатого купца Дикого десять рублей. Но скупой и глупый купец трясётся над своим богатством, которое любит больше жизни. Читатель удивлён, с какой почтительностью и терпением ученый ведет переговоры с Диким. Но все уговоры бесполезны, так как Дикому в голову не приходит, что изобретения могут быть полезными.

Кулигин —  бескорыстный мечтатель, думающий о том, как сделать людей гуманными и цивилизованными. Если бы изобретатель нашёл единомышленников, то он кардинально изменил бы в лучшую сторону свой город. Но он не может реализовать свои мечты, пока находится в этом провинциальном болоте.

Заключение

Кулигин — положительный персонаж с интересным мировоззрением, для которого не пустые слова — честь, ум и достоинство. Желание счастья народу, пожалуй, самое симпатичное качество из множества других, составляющих образ Кулигина в драме А. Н. Островского «Гроза».

К самоучке-механику тянутся местные обыватели, каждый открывает ему своё сердце и получает добрый совет. Держа на руках мертвую Катерину, он говорит пророческие слова, что теперь Кабаниха и её сын могут делать, что хотят с телом, однако бессмертной души им не получить. Душу будет судить милосердный Судья. Доброму человеку невыносимо находиться в обществе таких жестоких людей.

Автор показывает, что для мечтателя Кулигина единственный выход — это терпение и ожидание перемен.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *