Характеристика Азазелло из романа «Мастер и Маргарита»

Азазелло («Мастер и Маргарита»)

Роман «Мастер и Маргарита» изобилует различного рода мистикой, почерпнутой из различных источников — библейской мифологии, гностических учений, магии, фольклора и др. Характеристика образа Азазелло показывает одного из таких «мистических» персонажей.

Кто такой Азазелло

Азазелло — один из представителей свиты Воланда. Это некий «тёмный дух», «демон безводной пустыни», «демон-убийца». Первоначально он показан в своём мерзком, безобразном облике: это низкий, но широкоплечий человек в котелке, с бельмом на левом глазу, огненно-рыжими волосами и торчащим изо рта клыком. Однако во второй части романа выясняется, что этот облик был своеобразной маской: на самом деле это могучий «демон-убийца» с бледным и холодным лицом, одинаковыми глазами и без клыка.

При создании его образа Булгаков, как обычно, прибегает не столько к классической Библии, сколько к апокрифам и легендам. Падший ангел по имени Азазель упоминается в апокрифической «Книге Еноха», где он является изобретателем оружия, а также драгоценностей, зеркал и косметики. От этой его деятельности «земля развратилась».

В романе Азазелло, исходя из этой мифологической роли, сочетает функции обольстителя и убийцы. Именно его первым повстречала Маргарита, приняв его за обольстителя-сводника. Главной его функцией, впрочем, являются именно убийства и прочие акты насилия. Он перебросил из Москвы в Ялту Лиходеева, выгнал из «нехорошей квартиры» Поплавского, дядю Берлиоза, и застрелил из револьвера барона Майгеля; причём в первой редакции он зарезал его ножом, поскольку Азазель является мифическим «изобретателем» именно холодного оружия. В «нехорошей квартире» он появляется, выходя прямо из зеркала — тоже «своего изобретения».

Азазелло воздействует на людей не только с помощью оружия и физической силы. Он отлично умеет и манипулировать людьми, управлять их сознанием, запугивать. Вообще Азазелло нравится играть людьми, провоцировать их, подталкивать на путь зла. Воланд и его приближённые не собираются творить зло, они лишь должны наблюдать за поведением людей и наказывать злодеев по справедливости; однако Азазелло явно не удовлетворяется этой пассивной ролью и пытается подстрекать «сомнительных» людей к совершению зла.

Впечатление от Азазелло

В романе Азазелло приобретает вполне «земной» облик, привычный простому советскому человеку. Так, говорится, что у него «истинная разбойничья рожа». Азазелло напоминает «типичного гопника», мелкого уголовника родом из провинции. В свите Волана он является этаким «мальчиком на побегушках», выполняет все его грязные поручения. Если кого нужно убить или ещё как-либо замучить, это исполняет Азазелло.

Впрочем, многие черты этого персонажа выдают в нём агента спецслужб, в первую очередь КГБ. Он мастерски владеет оружием, щепетильный, точный и аккуратный, действует быстро и эффективно. Азазелло может появиться внезапно и откуда угодно и нанести точный удар. Одевается он всегда сообразно обстоятельствам; если необходимо, он будет одет в строгий костюм, идеально вычищенный и выглаженный.

Азазелло любит крепкие напитки и хорошие сигареты. Однако женщины его не интересуют, он считает их трудными и старается держаться от них подальше.

Азазелло настолько страшен и коварен, что его боятся даже другие члены «дьявольской свиты» — Коровьев и кот Бегемот. Они предупредили Маргариту, что не стоит его провоцировать, иначе он может легко убить любого человека. Азазелло и сам открыто говорит о своих намерениях — так, он предлагает Маргарите убить Бегемота.

«Благая миссия» Азазелло

Парадоксально, но именно Азазелло должен по заданию Воланда свести Маргариту с её возлюбленным — Мастером. Азазелло заучивает часть произведения Мастера, заводит беседу с ней — женщиной, а ведь представительниц женского пола он от всей души презирает. Свою миссию он осуществляет через силу, несколько раз даже пытается бросить это дело и перепоручить его Бегемоту. Однако в конечном итоге ему удалось договориться с Маргаритой, отчего он почувствовал несказанное облегчение. Несмотря на свою жестокость, больше всего на свете он ценит исполнительность: своего мессира, Воланда, он уважает и почитает и готов безропотно исполнять всё, что тот прикажет.

Заключение

Образ Азазелло — один из самых «мистических» по сравнению с другими персонажами романа. У него, по-видимому, нет каких-то чётких прототипов в реальной жизни, и он выполняет ту функцию, которая предписана ему древней мифологией. Азазелло вызывает стойкую ассоциацию со строчкой из «Фауста»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта фраза, сказанная Мефистофелем (дьяволом), является эпиграфом к «Мастеру и Маргарите».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *