Характеристика образа Ивана Бездомного из романа «Мастер и Маргарита» показывает нам тип творческой личности, который был так ненавистен Булгакову. Люди, подобные Ивану Бездомному, встречались в СССР в те годы достаточно часто.
Содержание
Кто такой Иван Бездомный
Иван Бездомный (настоящая фамилия Понырёв) — пролетарский поэт, член организованного Берлиозом МАССОЛИТа. Это простоватый молодой человек, лет двадцати трёх. Он пишет по заказу Берлиоза антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В самом начале романа показана его беседа с Берлиозом по поводу этой поэмы. Бездомный изображает Иисуса как обычного человека, а Берлиоз желает, чтобы он выглядел типичным героем мифа.
Вскоре Берлиоз погибает, свидетелем чему является Бездомный. Затем он пытается погнаться за Воландом, вследствие чего попадает в психиатрическую лечебницу. Там он встречает Мастера, который рассказывает ему свою историю, а заодно настоятельно советует ему перестать писать стихи.
Указание на возраст Бездомного позволяет сделать вывод о его интеллекте и уровне образования. Родился он примерно накануне Первой мировой войны. Школьные годы он провёл в первые годы Советской власти и Гражданской войны. Значит, уровень его школьного образования был «начально-советский». Другими словами, Бездомный — человек грубый и весьма невежественный.
В тот момент, когда он пишет поэму о Христе, он практически ничего не знает об истории, религии, психологии, он не читал «евангелие», не знает «Фауста» Гёте. Он даже не догадывается, что у его начальника Берлиоза есть знаменитый однофамилец-композитор. Ничего не знает он и о шизофрении, с которой впервые познакомился уже в психбольнице. Так что нетрудно предположить, что именно он написал бы в своей поэме.
«Исправление» Бездомного
В эпилоге романа Иван Понырёв становится профессором истории, сотрудником Института истории и философии. Однако исследователи указывают, что настоящим профессором он всё равно быть не мог бы, поскольку проделать этот путь — от неграмотного поэта-любителя до серьёзного учёного, обладателя академической степени — человек за семь лет пройти не может. Иван Понырёв, судя по всему, стал профессиональным пропагандистом-идеологом, сделавшим быструю карьеру за счёт своей преданности «сталинскому учению».
Впрочем, с этим можно не согласиться, ведь действие разворачивается не только в реалистическом пространстве, но и в сказочно-магическом. Бездомному пришлось пройти через многие испытания, после чего он стал совсем другим человеком. Он встретился с существами из «потустороннего мира», уверовал в бога и в дьявола, значительно поднял свой образовательный уровень. А главное — он понял, что его ранние стихи были откровенно плохими и публиковались только из-за их «партийности» и идеологической верности. Бездомный обрёл собственное мнение, подверг свои ранние убеждения жёсткой критике и обрёл подлинную свободу. Став профессором, он перестал подписывать свои работы прежним псевдонимом, то есть полностью отказался от своей прежней сущности.
Прототипы
Как говорилось выше, таких людей, как Иван Бездомный, в сталинском СССР были многие тысячи. Впрочем, у этого персонажа были и непосредственные прообразы. В первую очередь таковым считают Ефима Придворова — советского поэта, вошедшего в литературу под псевдонимом Демьян Бедный. У обоих очень похожи настоящие имена и псевдонимы, в общих чертах схожая биография, уровень образования, мировоззрение и уровень «поэтического таланта». Ефим Придворов был очень плохим, но чрезвычайно плодовитым стихотворцем, которого охотно публиковали советские журналы благодаря «пролетарскому» характеру его произведений.
Ещё одним прототипом считается Александр Безыменский — советский еврейский поэт, фамилия которого тоже наводит на мысль о Бездомном. Был и ещё один поэт с похожим псевдонимом — Иван Приблудный (настоящее имя — Яков Овчаренко). В литературе прототипами Бездомного считают студента из поэмы Гёте «Фауст», а также Стентона из романа Метьюрина «Мельмот Скиталец».
Известно также, что в раннем возрасте Булгаков работал в газете «Гудок». Там псевдоним Бездомный носил его коллега, хотя другие источники утверждают, что так подписывался сам Булгаков.
Заключение
Образ Ивана Бездомного — один из самых важных в романе, хотя этот персонаж и кажется поначалу второстепенным. На его примере Булгаков показывает «исправление» и нравственное совершенствование изначально отрицательного героя, его духовный рост. Так он пытался показать путь исправления советского общества, который в реальности так и не произошёл: лишь немногие реальные «Иваны Бездомные» принимали решение встать на путь истины, остальные же оставались верными слугами партии и правительства, ещё сильнее угасая в творческом смысле.