Александр Николаевич Островский (1823–1886) — выдающийся русский драматург. Его произведения вошли в историю как одни из важнейших, положивших начало русскому национальному театру. В своём произведении «Бедность не порок» автор рассказывает о семье Торцовых, глава которой, оторвался от народно-патриархальной почвы и встал на гибельный путь подражания «всякой моде».
Содержание
История создания
Изначально название этого произведения должно было быть совсем другим. «Гордым Бог противится» — такое название Островский дал произведению в июле 1853 года. Однако затем всё же решил поменять. Интересно, что роли для постановки пьесы в театре были распределены ещё до того, как пьеса была закончена, да и вообще — на момент распределения существовала одна только идея, даже черновиков не было. Хотя продолжалось написание пьесы недолго: если начало полноценной работы относится к августу 1853 года, то закончил писать её драматург уже в конце того же года. Написал эту работу писатель во многом из-за влияния друзей, придерживавшихся славянофильских взглядов, но большее влияние оказало всё же стечение обстоятельств. Дело в том, что ранее Островский служил в суде. А так как купеческое сословие особенно часто нуждалось в услугах суда и потому обращений от него поступало больше всего, Александру Николаевичу не составило труда проанализировать поведение купцов и на основе этого создать образы своих героев.
Жанр и направление
Жанр произведения — комедия. Помимо того, что в произведении много комических и нелепых ситуаций, в нём также присутствует положительная развязка, присущая данному жанру.
«Бедность не порок» относится к литературному жанру критический реализм.
Сюжет
Приказчик Митя выслушивает жалобы Пелагеи Егоровны том, что дружба с Коршуновым плохо влияет на её супруга, что ему теперь не нравятся русские традиции. Кроме того, она обеспокоена желанием мужа выдать дочь замуж по расчёту.
Митя встречается с племянником Торцова Яшей Гуслиным и жалуется ему на то, что хозяин бедностью попрекает, а заработную плату не повышает. Он признаётся, что влюбился в хозяйскую дочь, на что получает совет от Яши выбросить это из головы.
Митя признаётся Любови в симпатии, читая своё стихотворение. Любовь тоже признаётся Мите в симпатии. Однако оказывается, что Гордей уже сосватал дочку за Коршунова. К мольбам Любови отменить свадьбу отец остается равнодушен.
Пелагея расстроена тем, что у дочери нет выбора. Она считает, что важнее не материальное состояние, а любовь. Митя приходит к хозяйке прощаться, ведь в доме Торцова его держала только любовь к его дочери.
Любим обвиняет Коршунова в махинациях, и Гордей хочет его прогнать. В ярости от конфликта с братом, Гордей ссорится и с Коршуновым. Помолвка разрывается, и московский гость уезжает. Рассерженный купец готов отдать дочь за кого угодно и предлагает Мите жениться на Любови. Просьба воодушевленного неожиданной удачей молодого человека благословить их на брак отрезвляет Торцова. Но всё же он, пусть и прочитав лекцию о том, что Митя недостаточно хорош, даёт своё благословение.
Краткое содержание пьесы «Бедность не порок» тут.
Композиция
Комедия «Бедность не порок» состоит из 3 действий.
- Экспозиция — быт и проблемы дома Торцовых (действие первое).
- Завязка — признание в любви Любы и Мити; отказ всех надежд из-за предрешённой за молодых людей помолвки Любы (действие второе).
- Кульминация — конфликт братьев, разрыв помолвки (действие третье).
- Развязка — отец даёт «добро» на брак Мити и Любы (действие третье, явление пятнадцатое).
Темы
В пьесе освещаются следующие темы:
- жизнь купечества;
- людские пороки;
- преклонение перед западной модой;
- влияние денег на судьбу людей;
- брак по расчёту;
- бескорыстная любовь.
Идея
Идея пьесы заключается уже в самом названии — «Бедность не порок». На примере и противопоставлении Африкана Коршунова и Мити читатель видит, что судить людей по материальному и денежному состоянию не следует, что бедность нельзя считать пороком, что главное — душа человека, а не его богатство.
Основные герои
Гордей Карпыч Торцов — зажиточный купец, под влиянием приятеля решивший сменить привычный русский уклад жизни на новомодный.
Пелагея Егоровна — его жена, привержена русским традициям.
Любовь Гордеевна — их дочь, получила воспитание в патриархальных традициях.
Любим Карпыч Торцов — брат купца, промотавший своё состояние.
Африкан Савич Коршунов — приятель купца, фабрикант из Москвы; в его понимании деньги могут решить абсолютно всё.
Митя — приказчик Торцова, бедный молодой человек.
Яша Гуслин — племянник Торцова.
Чему учит
Пьеса «Бедность не порок» учит читателя тому, что любовь нельзя купить или продать. Это добровольное чувство, которое, к тому же, нельзя контролировать.
Кроме того, А. Н. Островский учит читателя тому, что бедность не является пороком. Она никак не влияет на душу человека, в отличие от богатства.
И ещё нужно заметить, что, по мнению автора не следует русским людям пренебрегать своими традициями и культурой, соблазняясь причудами внешней цивилизации.