Характеристика Макара Девушкина из романа «Бедные люди»

Макар Девушкин из романа «Бедные люди»


«Бедные люди» — первый опубликованный роман Фёдора Достоевского, вышедший в 1844–1846 годах. Центром этого романа является главный герой — Макар Девушкин. Характеристика образа Макара Девушкина привлекает тем, что она весьма неоднозначна; исследователи указывали на возможность разного прочтения романа, вследствие чего фигура Макара Девушкина приобретает различный смысл.

Кто такой Макар Девушкин

Макар Девушкин — мелкий бедный чиновник пожилого возраста, который никак не может сделать успешную карьеру. Его жизнь скучна и однообразна, в ней не происходит ничего примечательного. Это типичный «маленький человек», который боится окружающего мира, не может разговаривать с людьми и предпочитает проводить время наедине со своими фантазиями и мечтаниями.

Живёт Макар в дешёвой съёмной квартире где-то на окраине Санкт-Петербурга. Он старается лишний раз не выходить на улицу, чтобы его не увидели окружающие люди. На работе он тоже старается не отрывать взгляд от бумаг, не выходит из-за стола без особой надобности; при этом ему кажется, что за его спиной сослуживцы перешёптываются, насмехаются над ним, желают ему зла.

Так протекает жизнь персонажа довольно долгое время. Однако впоследствии с ним происходит неожиданная вещь: он влюбляется. Объектом его интереса и даже своеобразной страсти становится одинокая девушка Варенька Добросёлова, которая живёт в квартире напротив. Макар Девушкин начинает с ней переписываться, рассказывает ей в письмах о своей жизни, проблемах и чувствах. Однако жениться на ней он не желает: ему кажется, что окружающие его засмеют или будут злобно критиковать и осуждать, ведь это очень необычно — брак пожилого человека и молодой девушки. Из писем Макара Девушкина состоит весь роман.

Характер

Современники рассматривали роман «Бедные люди» как одно из первых произведений в русской литературе, в котором затрагивается тема «маленького человека» и проявляется к таким людям сочувствие. Бедный и несчастный герой романа, действительно, способен вызвать жалость у читателя.

При этом ещё Белинский, один из первых читателей романа, заметил, что Макар Девушкин не отличается большим и острым умом, но имеет доброе сердце. По словам критика, ум героя как бы «перетекает в сердце». При таком прочтении можно сделать вывод, что Достоевский пытается выразить такую мысль: за внешностью незаметного и бедного «маленького человека» кроется широкая и благородная душа, которая способна развиваться и реализовываться, если «маленький человек» найдёт достойного собеседника. Действительно, сам Макар в своих письмах к Вареньке признаётся, что она полностью изменила и преобразила его, придала ощущение смысла жизни.

Однако впоследствии стали появляться другие исследования, более непредвзятые. Так, японский исследователь Кэнноскэ Накамура отмечает, что Макар Девушкин — это странный человек, страдающий комплексом неполноценности. Он имеет ослабленную способность к социальному взаимодействию, что приводит его к неудачам в карьере, финансовых делах, в личной жизни. Боязнь людского осуждения не позволяет ему осуществить то, что он в душе хочет больше всего – жениться на Вареньке. У Макара Девушкина необычайно развиты чувствительность и воображение, из-за чего он и не может общаться с людьми напрямую, предпочитая контактировать с ними через письма. Макар Девушкин в итоге предстаёт приниженным и больным человеком, который производит смешное впечатление.

Макар Девушкин и другие литературные персонажи

Неразвитость и комплекс неполноценности чиновника проявляются и в том, что он постоянно узнаёт себя в героях известных литературных произведений. Это герои «Станционного смотрителя» и гоголевской «Шинели», а также фольклорный Макар, который постоянно вынужден куда-то гонять телят. Таким образом, персонаж сам ассоциирует себя с литературными «маленькими людьми», вместо того чтобы отрешиться от этого образа. Он не способен самостоятельно управлять своей жизнью, ценить её и находить для себя какие-то более достойные идеалы, он целенаправленно ставит себя в положение слабого.

Макар Девушкин увлекается литературой, он очень любит читать. Однако он по-настоящему не разбирается в литературе и не может распознать истинные шедевры. Любовь к литературе становится одной из причин того, что он сам общается с внешним миром преимущественно в письменной форме. Девушкин пишет много, его письма приобретают черты разнообразных жанров — автобиография, физиологический очерк и т. д. Вместе с тем он производит впечатление графомана, которому просто нравится писать — много и всё равно о чём.

Заключение

Образ Макара Девушкина весьма неоднозначен. Между тем это произведение молодого Достоевского заложило основы его последующего творчества, в котором персонажи, подобные Макару Девушкину, появляются постоянно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *