Характеристика Швондера из повести «Собачье сердце»

Швондер из повести «Собачье сердце»


Повесть «Собачье сердце» — одна из самых «антисоветских» в творчестве Булгакова. Характеристика образа Швондера, одного из главных отрицательных персонажей, подтверждает критический настрой писателя.

Кто такой Швондер

Швондер — председатель жилищного товарищества, которого выбирают на очередном заседании жильцы многоквартирного дома. Этот человек с самого начала производит не лучшее впечатление: он отъявленный негодяй, пройдоха, да ещё и коммунистический фанатик. Человек он при этом не особо грамотный, невежественный, однако ощущает себя на новой должности очень большим начальником.

Власть и авторитет Швондеру обеспечивает и эпоха, в которую разворачиваются события. Это были первые годы советской власти, точнее — времена нэпа. Нормальная жизнь в России пока ещё продолжалась, но последние «демократические деньки» подходили к концу. Политика коммунистической партии приобретала всё более жёсткий и диктаторский характер.

Поэтому председатель жилищного товарищества Швондер ведёт себя исключительно смело и развязно. К этому же он подталкивает и Шарикова — «приёмного сына» профессора Преображенского, которого тот превратил в человека из собаки.

Придя к власти в доме, Швондер начинает наводить в нём «правильные порядки». В результате дом становится грязным и запущенным, в нём никто не делает уборку, не занимается ремонтом и решением других проблем. Зато жильцы, сторонники Швондера, увлеклись распеванием революционных песен. При этом председатель громко имитирует активную деятельность, собирает всякие заседания, организует дискуссии, выкрикивает лозунги. Лозунги эти он в основном прочитывает в газетах и пропагандистских брошюрах, сам он почти не понимает их смысла.

Швондер и профессор Преображенский

Камнем преткновения для мошенника Швондера становится профессор Преображенский, проживающий в доме. Это талантливый хирург, человек в высшей степени интеллигентный и умный, да ещё и ценящий собственную жизнь и комфорт. Филипп Филиппович Преображенский по сравнению с большинством других обитателей дома выглядит настоящим аристократом — не только в своих манерах, речи и поведении, но и из-за того, что у него большая, благоустроенная и чистая квартира. Профессор не участвует в революционной вакханалии, не распевает политические песни, а спокойно занимается своим делом, да ещё и следит за собственным жильём.

Именно его Швондер объявляет своим главным врагом. А квартиру Преображенского он намеревается заселить «страждущими» — похожими на него люмпенами, бездельниками и преступниками. На самом деле никакой толпы «страждущих» не имеется — Швондер просто придумал её, чтобы позлить Преображенского и прогнать его из дома. Профессор, помимо прочего, человек известный и заслуженный, его имя и заслуги известны не только в России, но и в зарубежных странах; это и злит Швондера, который никаких особенных успехов не имеет и на самом деле никому совершенно не нужен.

Швондер и Шариков

Первое время воздействовать на профессора у него не получается: Преображенский спокойно и невозмутимо «отшивает» злодея. Но тут появляется Шариков, которого «собственными руками» сотворил Преображенский в качестве эксперимента. Этот молодой человек, «собранный» из безработного пьяницы Клима Чугункина и беспородной дворовой собаки, становится удобным объектом для идеологического воздействия. Взаимодействие его со Швондером происходит достаточно легко, поскольку внутренняя сущность председателя очень сходна с поведением и мировоззрением Шарикова.

Швондер на деле является таким же податливым и управляемым человеком, как и Шариков. Он даже не пытается жить собственным умом, рассуждать о смысле выполняемых приказов, идеологических штампов. Он руководствуется готовыми решениями, которые необходимо лишь неукоснительно исполнять. Решения эти прописаны в документах, которые председатель именует «самой важной вещью на свете».

Швондеру, казалось бы, удаётся «перевоспитать» Шарикова в нужном русле и с его помощью воздействовать на Преображенского. Однако произведение заканчивается «хэппи-эндом»: окончательное решение «вопроса о Шарикове» остаётся за мудрым профессором, который, устав от выходок своего подопытного, превращает его обратно в собаку.

Заключение

Образ Швондера в повести олицетворяет явное демоническое начало. В то время как профессор Преображенский выступает творцом и «спасителем» (его основная специальность — возвращать пациентам утраченную молодость, в том числе сексуальную), Швондер — абсолютный разрушитель.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *