Характеристика Анатоля Курагина из романа-эпопеи «Война и мир»

Анатоль Курагин из романа-эпопеи «Война и мир»


Анатоль Курагин — ровесник большинства молодых персонажей романа: Николая Ростова, Пьера Безухова, Бориса Друбецкого, Фёдора Долохова и других. Он красив, носит идеально сшитый гвардейский мундир, принадлежит к знатной семье, богат, самоуверен, решителен. При этом значительной роли этот персонаж не играет даже в тех эпизодах, где появляется. Он существует где-то рядом с главными героями. Но каждый раз, соприкасаясь с ними, приносит зло, разрушает созданное, грязнит чистое, уродует прекрасное. Характеристика образа Анатоля Курагина интересна потому, что позволяет понять, чем так опасен этот с виду безобидный, весело проживающий жизнь человек.

Сын

Анатоль — младший сын князя Василия Курагина. Его нет на вечере у Шерер, открывающем роман. Зато о нём много говорит сам князь. При всей неприязни к Курагину-старшему в этом эпизоде невозможно не испытывать сочувствия к нему. Даже в свете его жалеют. Князь Курагин жалуется, что «беспокойный дурак» Анатоль стоит ему 40 тысяч в год и ничего, кроме неприятностей, не приносит. Страшно подумать, что будет дальше. Ясно, что интересы семьи, чувства родителей не слишком волнуют молодого человека.

Муж, жених, любимый

Герой в том возрасте, когда многие создают собственные семьи. Какие планы на этот счёт у Анатоля? Он уже женат, но читатель узнаёт об этом только в конце II тома. Супружеские узы для него ничего не значат. Когда-то в Польше небогатый помещик сумел заставить его жениться на своей дочери. Брак не устраивал Анатоля, и вскоре он бросил жену. У тестя он «выговорил себе право слыть за холостого человека» и за это должен был посылать ему деньги. О его женитьбе знали только самые близкие друзья.

Князь Василий принуждает сына жениться на богатой невесте, надеясь перестать платить за него долги. Анатоль не противится желанию отца. Брак настолько ничтожен для него, что стать угрозой для свободной беспутной жизни не сможет. В доме Болконских он не думает о цели своего приезда, он занят поиском развлечений. Подавая недвусмысленные знаки мадемуазель Бурьен, Анатоль начинает осквернять супружеский союз ещё до его заключения. Он в одно мгновение разрушает ту сеть, которую тщательно и продуманно плёл Курагин-старший. Ведь если бы Марья не наткнулась на сцену в зимнем саду, она бы согласилась на брак, и это уничтожило бы её жизнь.

Не только умница княжна Марья поддалась победительному обаянию Анатоля. Наташа тоже едва не стала его жертвой. Сияющий взгляд, улыбка, мужское обаяние заставили наивную девушку забыть о долге перед женихом, родными, перед собой. Она готова убежать с почти незнакомым ей Курагиным, оборвать все связи с миром, в котором жила, где была счастлива. Больше того, в какой-то момент этот мир воспринимается ею как враждебный, препятствующий её счастью.

Жизнь в обществе

Долг дворянина перед государством Курагина-младшего так мало занимает, что он не может ответить на вопрос старого князя Болконского о месте своей службы. Другое дело свет. Анатоль — один из центров светской жизни. Вокруг него собираются молодые дворяне, офицеры, повесы, гуляки.

Безумные затеи сходят с рук «золотой» молодёжи. Общество снисходительно к развлечениям пьяных молодцов. Привязали к медведю пожилого квартального, пустили плавать в реке. За это баловство пострадал один Долохов, его разжаловали. Пьер уехал в Москву, Анатоля прикрыл отец. Негласный закон общества: богатство и знатность выручат из любой неприятности — один из немногих, признаваемых Анатолем Курагиным. Потому он так свободен в своих поступках: ничего предосудительного не видит в том, чтобы жениться по расчёту, чтобы увезти девушку из честной семьи, покрыть её имя позором. Это для него в порядке вещей. Уклоняться от ответственности тоже. Достаточно вспомнить, как трусливо этот офицер ведёт себя наедине с Пьером после несостоявшегося похищения Наташи или как избегает встречи с оскорблённым Болконским. Представлениям о нравственности в его мире нет места.

Не стоит принимать Анатоля за стихийного бунтаря, противопоставляющего своё поведение законам социума. Те из них, которые в случае надобности защитят его, он очень даже уважает. Остальные, в том числе нравственные, можно нарушать.

Зло в чистом виде

«Где вы — там разврат, зло», — говорит Пьер жене, но это относится ко всем Курагиным. Вся эта семья, сосредоточенная исключительно на своих интересах, просто берёт без раздумий всё, что им нужно. Конечно, при этом страдают люди, ломаются судьбы. Лучше всего суть этого взгляда на жизнь раскрыл тот же Пьер: «Вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться». Бывает зло, которое осознаёт последствия своих деяний и имеет свою аморальную цель. Не меньшие беды приносит зло, творящееся бездумно, мимоходом, с улыбкой на лице. Образ Анатоля Курагина является олицетворением такого зла. Скрытое за привлекательной оболочкой, обеспеченное деньгами и поддержкой общества, равнодушное и потому беспощадное, это зло рождено и процветает в недрах элиты. Обнадёживает лишь то, что именно такие, как Анатоль, беспечные, безнравственные дети богатых родителей, рано или поздно разрушат такую элиту изнутри.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *