«Луч света в темном царстве»… Образ Катерины в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» был и остаётся одним из самых значимых образов литературных героев в школьной программе. В то же время характеристика образа Кабанихи не менее интересна и актуальна. Властность и нетерпеливость, цинизм и лицемерие, хладнокровие и расчётливость — этот неполный перечень качеств, свойственных Кабанихе, можно найти во многих людях и в современном обществе. Давайте разберёмся, кто же такая Кабанова Марфа Игнатьевна.
Содержание
Семейный тиран-деспот
Богатство и состояние, полученное по наследству, но, по большей части, сделанное путём жестокой эксплуатации подчинённых работников, превратило Кабаниху в деспота, не принимающего никаких отказов от её приказаний. Хотя всем своим поведением она старается показать терпимое отношение к окружающим её людям, на самом деле она им не сочувствует. Эта героиня — типичная представительница купечества середины XIX века. Жесткость и непоколебимость характера позволяет ей вести своё хозяйство твёрдой рукой. Придёт время, и такие Кабанихи постепенно начнут вытеснять дворянство из их высокого положения, создавая предпосылки для образования промышленных магнатов, стремящихся взять бразды правления в свои руки.
Деспотизм Кабановой начинает проявляться с первых же явлений пьесы и проходит красной нитью до конца произведения. Жестокость и грубость этой женщины постепенно приводит к разрушению семейных уз, которые она пытается укрепить путём унижений и оскорблений и Катерины, своей снохи, и Тихона, родного сына. Деспотичные люди никогда не сомневаются в своей правоте. Кабаниха грубо вмешивается в отношения Катерины и Тихона, приказывая сыну как можно жёстче обращаться с женой, даже побуждая к рукоприкладству. Таким образом, она ставит непреодолимые преграды для тёплых чувств в отношениях Катерины и Тихона.
Кабаниха говорит сыну: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Она приказывает сыну ругать Катерину, даже если для этого нет никакого повода. По её мнению жена должна бояться мужа: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Тихон не смеет ослушаться матери, боясь её гнева, он всячески скрывает свои тёплые чувства к Катерине, предпочитая её общество общению с купцом Савелом Прокофьевичем Диким.
Не мудрено, что с появлением в Калинове достойного любви и уважения человека в лице Бориса, Катерина влюбляется в него. С ним связаны её мечты о счастье и свободе. Свободолюбие героини выражается в мечтах о полёте, и она, в конце концов, осуществляет это, бросившись с высокого утеса в Волгу, когда дальнейшая жизнь потеряла для неё всякий смысл.
Консерватизм
Консерватизм Марфы Игнатьевны проявляется в нежелании принять новое. Она не понимает, что по-старому уже жить нельзя, перемены грядут и они неотвратимы. Уверенность в том, что только с возрастом люди становятся мудрее, молодым такое не дано, она утверждает словами: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают». Поэтому дети всегда должны кланяться родителям в ноги, муж — отдавать приказы жене. По её мнению молодые невоспитанны, не знают ничего и становятся причиной разного рода беспорядков.
Марфа Игнатьевна играет на публику, стараясь казаться в глазах общества добродетельной и благородной. Однако эта добродетельность ограничивается подачей милостыни, которая идёт не от чистого сердца. Все знают, что её доброта и щедрость показные. Кабаниха хочет казаться набожной женщиной, но её религиозность также напускная, потому что она пренебрегает основными законами Божьими по отношению к окружающим людям.
Сложные отношения с родственниками
Все три близких родственника Кабанихи находятся под домашней кабалой и терпят постоянные унижения и оскорбления. Сын Тихон никак не достигнет самостоятельности, вынужден всегда и во всём слушаться матери. Постоянная опека со стороны матери приводят к тому, что он не может даже как следует выразить свою любовь к жене, хотя любит её искренне. Такая зависимость от матери постепенно приводит к ослаблению чувств между супругами. В конце концов, от любви не останется и следа.
Дочь Варвара решила вопрос взаимоотношений с матерью кардинально. Она научилась пускать пыль в глаза матери и до поры до времени пользуется этим. Когда их взаимоотношения доходят до крайней степени враждебности, она сбегает из дому.
Заключение
Образ Кабанихи в пьесе А. Н. Островского «Гроза» олицетворяет собой прослойку общества, которая сложилась в России в середине XIX века. Хотя этот образ состоит только из негативных качеств, он позволяет увидеть недостатки старого строя, который постепенно изживает себя. Кардинальными методами эти порядки сохранить становится невозможным, общество нуждается в новых отношениях. Об этом повествует автор в своей пьесе, да и вся прогрессивная часть общественности начинает бить во все колокола, требуя перемен.
Характеристики всех героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» тут.