Характеристика Кабанихи из пьесы «Гроза»

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) из пьесы «Гроза»


«Луч света в темном царстве»… Образ Катерины в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» был и остаётся одним из самых значимых образов литературных героев в школьной программе. В то же время характеристика образа Кабанихи не менее интересна и актуальна. Властность и нетерпеливость, цинизм и лицемерие, хладнокровие и расчётливость — этот неполный перечень качеств, свойственных Кабанихе, можно найти во многих людях и в современном обществе. Давайте разберёмся, кто же такая Кабанова Марфа Игнатьевна.

Семейный тиран-деспот

Богатство и состояние, полученное по наследству, но, по большей части, сделанное путём жестокой эксплуатации подчинённых работников, превратило Кабаниху в деспота, не принимающего никаких отказов от её приказаний. Хотя всем своим поведением она старается показать терпимое отношение к окружающим её людям, на самом деле она им не сочувствует. Эта героиня — типичная представительница купечества середины XIX века. Жесткость и непоколебимость характера позволяет ей вести своё хозяйство твёрдой рукой. Придёт время, и такие Кабанихи постепенно начнут вытеснять дворянство из их высокого положения, создавая предпосылки для образования промышленных магнатов, стремящихся взять бразды правления в свои руки.

Деспотизм Кабановой начинает проявляться с первых же явлений пьесы и проходит красной нитью до конца произведения. Жестокость и грубость этой женщины постепенно приводит к разрушению семейных уз, которые она пытается укрепить путём унижений и оскорблений и Катерины, своей снохи, и Тихона, родного сына. Деспотичные люди никогда не сомневаются в своей правоте. Кабаниха грубо вмешивается в отношения Катерины и Тихона, приказывая сыну как можно жёстче обращаться с женой, даже побуждая к рукоприкладству. Таким образом, она ставит непреодолимые преграды для тёплых чувств в отношениях Катерины и Тихона.

Кабаниха говорит сыну: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Она приказывает сыну ругать Катерину, даже если для этого нет никакого повода. По её мнению жена должна бояться мужа: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Тихон не смеет ослушаться матери, боясь её гнева, он всячески скрывает свои тёплые чувства к Катерине, предпочитая её общество общению с купцом Савелом Прокофьевичем Диким.

Не мудрено, что с появлением в Калинове достойного любви и уважения человека в лице Бориса, Катерина влюбляется в него. С ним связаны её мечты о счастье и свободе. Свободолюбие героини выражается в мечтах о полёте, и она, в конце концов, осуществляет это, бросившись с высокого утеса в Волгу, когда дальнейшая жизнь потеряла для неё всякий смысл.

Консерватизм

Консерватизм Марфы Игнатьевны проявляется в нежелании принять новое. Она не понимает, что по-старому уже жить нельзя, перемены грядут и они неотвратимы. Уверенность в том, что только с возрастом люди становятся мудрее, молодым такое не дано, она утверждает словами: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают». Поэтому дети всегда должны кланяться родителям в ноги, муж — отдавать приказы жене. По её мнению молодые невоспитанны, не знают ничего и становятся причиной разного рода беспорядков.

Марфа Игнатьевна играет на публику, стараясь казаться в глазах общества добродетельной и благородной. Однако эта добродетельность ограничивается подачей милостыни, которая идёт не от чистого сердца. Все знают, что её доброта и щедрость показные. Кабаниха хочет казаться набожной женщиной, но её религиозность также напускная, потому что она пренебрегает основными законами Божьими по отношению к окружающим людям.

Сложные отношения с родственниками

Все три близких родственника Кабанихи находятся под домашней кабалой и терпят постоянные унижения и оскорбления. Сын Тихон никак не достигнет самостоятельности, вынужден всегда и во всём слушаться матери. Постоянная опека со стороны матери приводят к тому, что он не может даже как следует выразить свою любовь к жене, хотя любит её искренне. Такая зависимость от матери постепенно приводит к ослаблению чувств между супругами. В конце концов, от любви не останется и следа.

Дочь Варвара решила вопрос взаимоотношений с матерью кардинально. Она научилась пускать пыль в глаза матери и до поры до времени пользуется этим. Когда их взаимоотношения доходят до крайней степени враждебности, она сбегает из дому.

Заключение

Образ Кабанихи в пьесе А. Н. Островского «Гроза» олицетворяет собой прослойку общества, которая сложилась в России в середине XIX века. Хотя этот образ состоит только из негативных качеств, он позволяет увидеть недостатки старого строя, который постепенно изживает себя. Кардинальными методами эти порядки сохранить становится невозможным, общество нуждается в новых отношениях. Об этом повествует автор в своей пьесе, да и вся прогрессивная часть общественности начинает бить во все колокола, требуя перемен.

Характеристики всех героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» тут.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *