Характеристика Катерины из драмы «Гроза»

Катерина («Гроза»)

Драма «Гроза» была написана Александром Николаевичем Островским после экспедиции по Верхней Волге в 1859 г. Произведение начинает продолженную в других сочинениях («Снегурочка», «Бесприданница»), тему несчастной, неразделённой любви. Характеристика образа Катерины отображает всё светлое, поэтическое, духовное, что присутствует в каждом русском человеке, воспитанном на вере в Бога и почитании народных традиций.

Сюжет

Каждое произведение классиков 19 века раскрывает противостояние двух миров: злого и доброго, старого и нового, возвышенного и приземлённого. В этот раз столкнулись «домостроевские порядки» и духовно-народное мировоззрение. Конфликт усугубляется ещё тем обстоятельством, что совсем немного времени (год с небольшим) остаётся до отмены крепостного права, и «домостроевцы», чувствуют, что их безграничной власти над душами и судьбами народа приходит конец.

Трагедия разыгрывается в провинциальном городке Калинове, стоящем на высоком берегу Волги.

История Катерины очень схожа с судьбой многих молодых девушек того времени, отданных замуж не по любви, попавших под гнёт злобных свекровей и не получающих поддержки и защиты от мужа.

Катерина добрая, нежная и чуткая, воспитанная в ласке и любви, ждёт такого же доброго и заботливого отношения к себе от мужа и свекрови. Но встречает лишь злобу со стороны Марфы Кабановой и безучастие со стороны мужа, находящегося в полной физической и духовной зависимости от деспотичной матери. Кабаниха считает Катерину помехой в её отношениях с сыном, постоянно пеняет ей. В бесхарактерном, забитом, выпивающем Тихоне молодая женщина не видит должного защитника, опоры и поддержки.

Народность в образе Катерины

Издревле русский народ был тесно связан с природой: с восходами и закатами, грозами и зноем, травами, цветами и деревьями. Близка к природе и Катерина. Вся история рассказанная Островским в драме, переживания главной героини сопряжены с природным явлением — грозой. Она чувствуется вначале драмы, когда в воздухе всё замерло, затихло, наполнено непонятной тревогой и ожиданием страшной, надвигающейся неумолимой беды. Грозы страстно боится Катерина.

Мечты героини связаны также с природой: она хочет быть как птица («отчего люди не летают?»)

Детство Кати было чистым и безоблачным. Она жила с матерью в любви и согласии, без забот и печали. Молодая женщина вспоминает, как близка была к природе и к Богу: поливала цветы в своём саду, бегала на речку, как они с матерью ходили в церковь и принимали у себя странниц и богомолок, как чудесно проводили вечера в пении и рукоделье.

Героиня сама как цветок, который цвёл и распускался в родном доме, но, вырванный с корнем из него и попавший в чужой дом, оставшийся без заботы и ласки, чахнет и вянет.

Религиозность Катерины

Необычно отношение Катерины к Богу и церкви. Она и молится не как все, которые слушают батюшку. В церкви она вся отдаётся во власть Богу, и когда глядит на сияние, исходящее из-под купольного пространства, мерещатся ей танцующие ангелы. Молитвы вызывают в ней слёзы очищения. «А то, бывало, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».

Она в доме Кабанихи хочет найти любовь и ласку. Живёт Катерина, ни в чём не переча свекрови, почтительно относится к мужу, но ответной реакции на свои порывы не получает. Не нашла она ответной любви и у Бориса, которому важнее дядюшкины наказы, чем любовь молодой женщины.

В том и есть весь трагизм пьесы, что набожная, любящая природу и никому не желающая зла женщина совершает сразу два смертных греха: изменяет мужу и совершает самоубийство. Значит жизнь для неё в доме Кабановых с нелюбимым мужем страшнее божьего суда. «Горячая», стремительная, живая натура героини задыхается, вянет в доме, где она ищет любви и сочувствия, но не находит.

Катерина и Борис

К сожалению, сердце и душу отдала Катерина недостойному человеку. Всё, что нужно было Борису — весело погулять. Он видит в ней не любящую женщину, а лёгкую добычу, которая сама идёт к нему в руки. Борис не задумывается о последствиях их связи, не понимает душу женщины, не привыкшей обманывать. Любовь же Катерины самоотверженная, всепоглощающая. Героиня не боится людской молвы, но беспокоится о любимом человеке, поэтому просит у него прощения за беспокойство, которое причинила ему.

Характер

Неудачное замужество не изменило характер Катерины, не сломило её свободолюбивый дух, горячность, мечтательность. Запертая, как птица в клетке, в доме Кабановых она не выдерживает несвободы, и улетает, но, к сожалению, не вверх, а вниз.

Заключение

Образ Катерины, созданный А. Н. Островским в пьесе «Гроза», ещё раз доказывает всю несостоятельность существующего «домостроя», и как следствие, его скорую кончину.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *