Характеристика Варвары из пьесы «Гроза»

Варвара («Гроза»)

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная в 1859 году, символизирует собой разрушение устоев провинциальных городков России, жители которых придерживались средневековых порядков. Александр Николаевич путешествуя по Волге, сталкивался с разными жизненными ситуациями людей проживающих в провинции, часто беседовал с горожанами, интересовался их семейным укладом. Всё увиденное писатель постарался донести до читателей через собирательные образы своих персонажей в произведении «Гроза».

Семья Кабановых

В семье Кабановых живут двое абсолютно разных по характеру взрослых детей. Тихон не имеет своего мнения, во всём подчиняется матери. Его жена хоть и не питает к мужу любви, но относиться к нему с уважением и чувством долга. Варя полная противоположность безынициативному Тихону, у неё есть воля, смелость, чувство собственного достоинства.

Объединяет брата и сестру ненависть к домострою, устроенному их матерью, богатой вдовой Марфой Игнатьевной, требующей беспрекословного подчинения. Тихон, не в состоянии переносить постоянные упрёки и приказы матушки, предпочитает напиваться. Варвара, не желая мириться с семейным укладом, находит способ приспособиться к такой жизни.

Жизненные принципы Варвары

Девушка любит жизнь, предпочитая проживать её так, как ей нравиться. Варя хочет быть счастливой вопреки всем преградам. Не решаясь на открытый протест, начинает врать, изворачиваться, её моральным качеством становятся лицемерие и безнравственные поступки.

Не желая мириться с запретами Кабанихи, ограничивающими её свободу, производит подмену ключа от калитки, получая возможность без разрешения выходить за пределы дома по своему желанию.

Будучи не замужем, Варвара не видит ничего предосудительного в тайных встречах с Кудряшом. Не переживает за свою репутацию, пренебрегая мнением общества. Обман становиться частью её жизни в семье, где все подчиняются злой и властной Кабанихе, с которой у всех сложились не очень хорошие отношения. Но надо отдать должное Марфе Игнатьевне, она по-своему любила детей, воспитывая их в строгости.

Отношения Варвары с Катериной

Между Варварой и Катериной не было ничего, что могло бы их объединить. Одна — авантюристка без нравственных принципов, готовая к любым приключениям, другая — нежная, мечтательная, порядочная замужняя женщина. Две противоположности, дополняющие друг друга. Катя любила сестру мужа, делилась с ней своими секретами, дорожила дружбой, ощущала с её стороны поддержку, могла обратиться за советом.

Варе нравилась жена своего безвольного, пьющего брата, которую выдали замуж не по любви. Добрая, честная Катерина познала любовь, будучи замужем. Она никогда бы самостоятельно не решилась на встречу с любимым, если бы её не уговорила Варвара, догадавшаяся о её чувствах к Борису.

Молодая, незамужняя девушка не видит ничего предосудительного во встречах двух влюбленных. Она сама тайком сбегает к своему возлюбленному, поэтому не осуждает Катю. Создав себе установку вседозволенности, Варя не обращает внимания на запреты. Главное, по её мнению, соблюдать видимость приличия, чтобы об этом не догадывалась ни маменька, ни окружающее общество.

Рассказав Борису о чувствах золовки, Варвара устраивает свидание двум влюбленным, тем самым предавая доверие родного брата. Борис оказался не тем человеком, на которого можно положиться, не способным к самоотверженной любви. Он предает свою возлюбленную, уезжая в Сибирь. Варя невольно становится причиной позора, а в дальнейшем гибели подруги.

Будучи честной, искренней, богобоязненной, прямолинейной натурой Катерина решается рассказать о своей измене мужу. И никакие отговорки подруги, не верящей в жалость и сострадание, не помешали ей это сделать. В итоге для неё существование в доме мужа превращается в ад. Замужняя женщина предпочитает самоубийство такой жизни в ненавистном доме Кабановых.

Протест против матери

Молодость не мешает Варе хорошо разбираться в людях. Она не стремится открыто выступать против существующих правил и традиций, создавая видимость приличия. Не в силах терпеть тиранию матери Варвара решается на побег с Кудряшом.

Никто не знает, как в дальнейшем сложится жизнь юной, неопытной девушки, ненавидящей ханжество и самодурство. Будет ли она счастлива со своим возлюбленным, попадут ли они в Москву. Хочется верить в то, что всё сложится хорошо. Чтобы изменить судьбу не обязательно прыгать в реку.

Заключение

А. Н. Островский стремился показать в своей пьесе «Гроза» жизнь российской глубинки XIX столетия. Спокойная, размеренная жизнь провинциального города не такая благополучная, как кажется на первый взгляд. За оградами домов действуют патриархальные законы, царствует домострой в лице таких, как Марфа Игнатьевна Кабанова, разыгрываются трагедии, до которых никому из обитателей города нет дела. В лице Варвары драматург стремился показать, что отношения не должны строиться на подчинении и власти одного человека. Пьесой, написанной накануне реформ в России, А. Н. Островский пытается предсказать неизбежное разрушение самодержавия.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *