Сборник Ивана Алексеевича Бунина «Тёмные аллеи» имел колоссальный успех у читателей после выхода в свет. Особой любовью пользовался одноимённый рассказ из этого сборника, повествующий о трагической первой любви отставного военного.
Николай Алексеевич, главный герой рассказа «Тёмные аллеи», через тридцать лет случайно встречается с бывшей возлюбленной, которая раньше была крепостной девушкой и которую он бессердечно бросил. Бунин показывает смятение чувств своего героя при этой встрече и рассказывает, как он был судьбой наказан за предательство любви.
В характере этого человека переплелись воедино честность, жертвенность, расчётливость, трусость и подлость. Характеристика образа Николая Алексеевича — это психологический анализ его многогранной личности.
Содержание
Внешность
Николай Алексеевич обладает красивой внешностью. Несмотря на солидный возраст, он весьма подтянут, статен — сказывается высокий чин, полученный им во время службы в императорской армии. Наружность его имеет сходство с Александром II. Брови ещё чёрные, но усы и волосы уже поседели. Лицо красивое, удлинённое. Взгляд его тёмных глаз усталый, но строгий, как бы вопрошающий.
Одет герой в военный мундир, серую шинель с бобровым воротником, на голове был большой картуз, на руках — замшевые перчатки, на ногах — военные сапоги с ровными голенищами.
Психологический портрет
Внутренний мир Николая Алексеевича противоречив. Несмотря на врожденную интеллигентность, герой высокомерно ведёт себя с людьми низших сословий. Он интересуется окружающими, многое подмечает. Николай Алексеевич перфекционист и педант: он стремится к нравственному идеалу, боится осуждения со стороны окружающих, ценит чистоту, уют.
Узнав в хозяйке постоялой горницы Надежду, которую он в молодости любил, но не женился на ней, Николай Алексеевич растерялся и даже смутился. Во время разговора с ней он несколько раз краснеет, вероятно, от стыда за своё давнее предательство: ведь он бросил любящую его девушку только потому, что она была крепостной. Герой не женился на ней, так как боялся, что общество осудит такой неравный брак, да и сам он считал, что Надежда из-за своего происхождения не могла быть хозяйкой его петербургского дома и матери его детей.
Николай Алексеевич до слёз покраснел, когда она сказала, что не вышла замуж, потому что его любила. Он забормотал, что всё проходит: и любовь, и молодость. Сказал, что это «история пошлая, обыкновенная».
Ещё одной яркой чертой его характера является трусоватость, проявляющаяся буквально во всех ситуациях, касающихся чувств и личных переживаний. Герой словно убегает от самого себя. Встретив Надежду, Николай Алексеевич не хочет вспоминать о прежней любви к ней. Его незрелость и трусость проявились и в том, что он быстро уехал из постоялой гостиницы, даже не выпив чай, хотя вначале заказал самовар.
Конечно, Бунин не склонен считать своего персонажа сухим и бесчувственным человеком, и в тексте несколько раз даются отсылки, подтверждающие данный факт. К тому же, автор подчеркивает, что Николай Алексеевич умён, возможно, расчётлив. Вот только можно ли предугадать наперёд, когда речь идёт о сердечных переживаниях?
Жертвенность героя по отношению к себе, к своим чувствам проявилась в том, что он пожертвовал своим счастьем в угоду мнению людей своего сословия.
Жизненная жертва Николая Алексеевича
Трусливость главного героя рассказа «Тёмные аллеи» проявлялась во время его молодости. Он полюбил дворовую девушку Надежду, которая росла при господах, а затем служила им. Любовь эта была взаимной, но Николай Алексеевич всё же подло бросил возлюбленную, поскольку считал, что дворовая девушка не может быть его женой.
Сейчас Бунин показывает главного героя уставшим, нерешительным, несчастливым. Несмотря на то, что он достиг высот в военной карьере, Николай Алексеевич несчастлив в жизни. Судьба возвратила ему предательство, которое он допустил в молодости по отношению к Надежде. В разговоре с Надеждой, пытаясь перед ней оправдаться, Николай Алексеевич несколько раз повторяет, что «всё проходит», прошла безрадостно и его жизнь.
Николай Алексеевич рассказывает своей бывшей возлюбленной, что он несчастлив. Мало того, что любимая жена его бросила, так ещё и единственный сын, на которого он возлагал все свои надежды, не оправдал их, стал наглецом, негодяем, «без сердца, без чести, без совести». Герой говорит Надежде, что он потерял в ней «самое дорогое, что имел в жизни».
Но жизнь даёт Николаю Алексеевичу шанс, спустя много лет сталкивая его с бывшей возлюбленной. И в этом кульминационном моменте рассказа вновь проявляется главная черта героя — трусость. Он убегает от возможности быть счастливым, снова опасаясь осуждения со стороны дворянского общества.
В отличие от главного героя рассказа, Надежда ни разу не была замужем и не имеет детей, более того, даже помыслить о создании семьи она не решается на протяжении многих лет. Надежда носит в себе любовь к герою всю жизнь. На его замечание, что всё с годами проходит, она возражает: «Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».
Простить Николая Алексеевича Надежда не смогла, потому что не было у неё в ту пору ничего дороже его, да и потом не было. Она прямо сказала, что бессердечно Николай её бросил, и с недоброй улыбкой прибавила, что он раньше всё стихи ей читал про «тёмные аллеи».
Заключение
Образ Николая Алексеевича — это образ человека, пожертвовавшего возможностью счастливой жизни с любимой женщиной низкого сословия в угоду окружающим. Но была ли эта жертва необходимой? Был ли выбор у героя? Однозначно, да. Стоит только вспомнить реальные судьбы его современников: роман А. А. Фета с простой крестьянской девушкой, на которой он женился бы, если бы не трагическая случайность; женитьба Ф. И. Тютчева на певице…Отсюда можно сделать вывод, что только внутренняя трусость Николая Алексеевича лишила его счастья. Недостойное отношение к любви не осталось безнаказанным для героя: он, предав любимую девушку, не был счастлив в своей семье.