Война и мир, добро и зло, красота души и уродство, — весь роман Л. Н. Толстого построен на контрасте. Так же писатель рисует и героинь, представив в произведении целую галерею женских образов.
Характеристика образа Веры Ростовой дана в противопоставлении другим женским персонажам, младшей сестре Наташе, чья непосредственность — полная её противоположность.
Содержание
Внешность героини
Вера Ростова — одна из 4-х детей в графской семье Ростовых, старшая дочь. Когда Толстой знакомит с героиней, девушке исполнилось 20 лет.
Она хороша собой, даже красива, с приятным голосом. «Старшая, Вера, была хороша…». Образованная, воспитанная по всем правилам высшего светского общества. Слово «красивая» сопутствует образу Веры на страницах всего романа, когда Толстой говорит о ней.
Но красота девушки была холодной, словно, каменной. Она не притягивала, а, наоборот, отталкивала. Её улыбка, фальшивая, надменная, даже презрительная, искажала красивое Верино лицо.
Общаясь с другими детьми, Вера нередко обижала их. Она не любила, когда кто-то брал её вещи. С какой злостью отобрала эта девушка чернильницу у брата Николая, запрещая входить в свою комнату. От детей в семье старшая сестра отдалилась, держалась особняком.
Характер
С раннего детства девушка не была близка с матерью. Её мать, графиня Наталья Ростова, не уделяла дочери много времени, предоставив её воспитание няням и учителям. По признанию отца Веры, графа Ильи Ростова, графиня, воспитывая старшую дочь, «намудрила».
Чем старше становилась Вера, тем дальше отдалялась от родных. Повзрослев, девушка оказалась почти чужой среди родственников и «вечных» гостей в гостеприимном доме Ростовых.
В общении Веры с окружающими чувствовалась надменность, чопорность. Разговаривая, девушка, будто, надевала на лицо маску рассудительности и практичности. Вера не могла допустить, чтобы её, не дай Бог, осудили в высшем свете за какую-то оплошность или проявленную слабость. Оттого её лицо, улыбка, мимика всегда были неестественными.
Жизнерадостная и простодушная Наташа называла старшую сестру злой, а брат Николай говорил, что Вера получала удовольствие, делая гадости другим, что у неё нет сердца.
Даже в кругу близких и родных Вера Ростова никогда не была собой. Она не хотела ни с кем делиться своими секретами, переживаниями. Немногословная, сдержанная, девушка чаще молчала, а, когда вступала в беседу, её красивое лицо становилось нелепым, даже непривлекательным, хотя говорила она разумные и правильные вещи.
Вера сдержанна не только в разговорах, но и в проявлении эмоций. Девушка, словно, примерила на себя костюм ледяной красавицы, безразличной, отстраненной, да так и осталась в нем навсегда.
Старшей дочери Ростовых нравятся блеск, лоск, богатые наряды — атрибуты высшего света, но её тяготят финансовые трудности семьи, хоть и дворянской, но постепенно разоряющейся.
Замужество
Мужем Веры Ростовой стал Адольф Берг. Девушка вышла за него замуж в 24 года, довольно поздно по меркам того времени.
Молодой офицер 4 года мечтал жениться на Вере Ростовой, но из-за нестабильного финансового положения откладывал женитьбу. Когда Адольф узнал о плачевном денежном состоянии семьи Ростовых, он понял, что отказа не будет, и тут же попросил руки их старшей дочери. По признанию Берга, рассудительность девушки он считает главной добродетелью, из-за которой этого он и полюбил Веру.
Адольф и Вера — подходящая пара, их многое объединяет. Берг любит деньги, знает им цену, поэтому не расточителен. Даже обнимая жену, Адольф осторожничает, чтобы не помять пелерину — подарок, за который он отдал немало денег. В их отношениях нет огня, влечения, духовного притяжения, нежности.
Молодожёны не скрывают своего нежелания обзаводиться детьми. Хотят пожить, по словам Веры, «для общества». Читателю понятно, что каждый из них — сам по себе, каждый разыскивает свою выгоду. Душа героини такая же ледяная и бесчувственная, как ее красота.
В основе брака Веры и Берга — разумная взаимная выгода. По-другому любить герои просто не умеют. Они счастливы по-своему, потому что их жизнь не нарушает ценностей светского общества.
Толстой иронизирует, описывая союз Веры и Берга. Кроме усмешки никаких чувств у читателя не вызывают их заносчивые, чванливые разговоры.
Для Л. Н. Толстого ценность семьи состоит в том, чтобы в ней царили уют, тепло и любовь, и было много детей, а идеалы брака Бергов ему чужды.
Заключение
Чувствуется, что автор романа не испытывает симпатии к своей героине. О Вере говорит редко, как будто, вскользь. Рассказ о её судьбе обрывается внезапно. Читателю понятно, что персонаж маловажный.
Характеристика образа Веры Ростовой, данная Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», показывает, как человек перестаёт быть собой, теряет природное начало, примеряя на себя стандарты общества. Молодая женщина живёт по правилам, навязанным обществом, а не по своим желаниям.
Большинство из нас, даже те, кто читал роман и серьёзно проходил его в школе забыли о Вере. Теперь понятно почему — её образ не был близок даже ЛН Толстому, он ей явно не симпатизировал. Толстой «выдал её замуж» и забыл о ней, а что уж говорить о нас… Спасибо этой статье, теперь все встало на свои места.