Характеристика Платона Каратаева из романа-эпопеи «Война и мир»

Платон Каратаев («Война и мир»)

Лев Толстой отмечал, что любимая мысль его романа — «мысль народная». В русском народе писатель видел то нравственное величие, которое он всегда искал в людях, утверждая: «Нет величия там, где нет добра, простоты и правды».

В романе «Война и мир» автор показывает не только представителей аристократического общества. Он уделяет достаточное внимание образам крестьян: это и колоритный образ Тихона Щербатого, и крепостные Болконских и Ростовых, и жители окрестных деревень. Особое место в романе занимает Платон Каратаев, с которым Пьер Безухов познакомился в плену.

Характеристика образа Платона Каратаева помогает читателям понять путь нравственных исканий самого Толстого: в конце 60-х годов XIX в. он пришёл к убеждению, что смысл жизни и истинное счастье заключаются не в суетности и пустоте светской жизни, а в действенной любви к ближнему, во взаимопонимании между людьми. К этим мыслям приходит в результате долгого пути поисков смысла жизни и один из любимых героев автора — Пьер Безухов.

Встреча

В занятой французами Москве Пьера Безухова обвиняют в организации пожаров. Пожары действительно становятся всё сильнее, но до сих пор нет окончательного мнения о том, кто именно сжёг Москву: армия Наполеона, жители города по приказу московского градоначальника Ростопчина или сами русские патриоты организовали поджог при оставлении города. Пожары длились почти неделю, французы обвинили в этом жителей Москвы — так Пьер оказался в числе «поджигателей». Его допрашивал сам генерал Даву, а после этого, как преступника, Пьера приговорили к казни. Но затем казнь была заменена пленом. Здесь, в плену у французов, Пьер Безухов познакомился с Платоном Каратаевым. Вместе провели они в плену 4 недели, и за это время Платон Каратаев становится не только близким человеком для Пьера, но и полностью переворачивает его мировоззренческую позицию.

Характеристика Платона Каратаева

Платон Каратаев не является главным героем романа, он простой солдат, а в прошлом — крестьянин, но в его образе Л.Н. Толстой воплотил всё то искреннее, доброе, светлое, что было характерно для русского человека и чего не хватало образованному графу Безухову. В светском обществе невозможно было не только приобрести эти качества, но и постичь простые истины, к которым стремятся все любимые герои Толстого, в том числе и Пьер Безухов.

Внешность

Внешность Платона своеобразна. Ему уже более пятидесяти лет, но ни в волосах, ни в бороде его не было ни одного седого волоса, хотя в XIX в. людей этого возраста уже считали стариками. Впрочем, он сам не знает точно свой возраст. Весь его облик казался круглым, без резких черт и выдающихся деталей в лице и всей фигуре. Даже руки у него казались круглыми, потому что он всегда держал их так, как будто в любой момент был готов кого-то обнять. От него веяло какой-то особой мягкостью и спокойствием.

Невысокий рост и широкие плечи ещё более подчёркивали округлость его фигуры, а карие глаза были наполнены светом и душевным теплом. Даже морщинки на его лице были округлыми, придавая ему «выражение невинности и юности…».

Пьеру нравился голос Платона Каратаева — приятный, певучий и ласковый. Он и сам был ласков со всеми, кто его окружал, даже с французами и с бездомной собакой.

Жизненный путь

Платон Каратаев происходил из обеспеченной крестьянской семьи. Он был женат, но единственная его дочь умерла в раннем детстве. Он радостно вспоминает свою крестьянскую жизнь: «Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе Богу…».
Солдатом он стал случайно: рубил лес в чужой роще, был пойман и отправлен в солдаты. Но это он посчитал даже благом, т.к. тем самым выручил своего младшего брата, которого должны были забрать в солдаты, но у него была большая семья. С солдатской жизнью Платон смирился, хотя очень тосковал по своей деревне.

Участвовал в нескольких военных походах, попал в госпиталь в Москве, но при сдаче города оказался в плену у французов. Когда французы оставили Москву, они погнали пленных вслед за своей армией, но Платон Каратаев не смог выдержать сложного похода: он ослабел, заболел и был убит французами.

Характер

Главная черта Платона Каратаева — доброта ко всем людям на свете, ко всему миру. Он сразу увидел растерянность и беспомощность Пьера в обстоятельствах плена и стал помогать ему: кормил печёной картошкой, успокаивал, рассказывал о своей жизни, чтобы развеять его отчаяние.

Речь Платона была быстрой, образной, он часто употреблял поговорки, пословицы, любил петь. Толстой отмечает, что он пел, как поют птицы — свободно, без оглядки на то, что его кто-то слушает.

Платон Каратаев был прост, никогда не проявлял озлобленности к другим, даже к врагам, никогда никого не осуждал. Ему были свойственны дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду. Толстой указывает на то, что Каратаев «всё умел делать…». Он постоянно помогал другим.

Всё, что происходило в его жизни, он принимал без ропота, считая это Божьим промыслом: пришла радость — радуйся, одолело страдание — терпи, не ропщи. Бороться со злом силой — значит, порождать новое зло. Так мог рассуждать только нравственно здоровый человек. Он никогда ни о чём не печалился. Врагов у него не было.

Платону Каратаеву не было свойственно задумываться о высоких чувствах, он не страдал от рефлексии, что было характерно для людей света: Болконского или Безухова. «…Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким‑нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами…». У него не было противоречий ни с самим собой, ни с окружающими. Он никогда не страдал от того, чего изменить было нельзя. Это, конечно, известная толстовская теория непротивления злу насилием, но такая философия была свойственна части русского крестьянства. Фатализм Каратаева стал для Пьера открытием и успокоением.

И в свой военный быт Каратаев перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда был чем-то занят, помогал другим.

Значение образа Платона Каратаева

Образ Платона Каратаева в романе имеет большое значение не только для поисков духовного смысла жизни Пьера Безухова, но и для возможности Толстого показать идеализируемое им мироощущение крестьянина, его жизнестойкость. В жизни этого простого крестьянина Пьер увидел для себя тот простой путь, который он так долго искал. Толстой открыл перед Пьером внутренний мир простых людей, крестьян, что в обычных условиях жизни сделать было невозможно – слишком большой разрыв существовал между светскими людьми и народом. Но вот в плену граф Безухов живёт той же жизнью, что и крестьянин, разделяет с ним ту же участь, видит его интересы, наблюдает за его поведением. Пьер считает, что Платон Каратаев оказал на него большое влияние. Но в чём оно заключается? Этого Пьер не смог объяснить даже Наташе, хотя для него важно было рассказать ей про Каратаева. Он начал этот рассказ, но прервал его: «Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека — дурачка».

Но читателю понятно, что именно привлекло Пьера: спокойствие Каратаева и его большая внутренняя сила, которая зовется духом народа, именно эта сила и открылась Пьеру, помогла ему выйти на ту дорогу, которую он искал для себя. Пьер Безухов обретает веру в добро, у него появляется стремление помочь ближнему. Теперь он нашёл для себя образ жизни, лишенный пороков высшего света. Благодаря Каратаеву, «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе». В сознании Пьера Платон Каратаев и стал олицетворением «духа простоты и правды».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *