Характеристика образа Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» заметно отличается как от исторических свидетельств об этом человеке, так и от мифологических. Вместе с тем в этом образе угадываются некоторые личные мотивы писателя.
Содержание
Кто такой Понтий Пилат в романе
Начать стоит с того, что Понтий Пилат и Иешуа — это главные персонажи романа Мастера, который находится как бы «внутри» основного романа. Понтий Пилат противостоит Иешуа, однако это противостояние не вполне соответствует христианской мифологии.
В христианстве Иисус для Понтия Пилата — это лишь один из многочисленных «разбойников», которых Пилат ежедневно казнит в больших количествах. А сам Пилат — лишь один из «главных злодеев» мира сего, жестокий, циничный и несправедливый правитель-беспредельщик. Судя по всему, имя Понтия Пилата в христианских текстах названо лишь с целью условной исторической привязки — как одно из «доказательств» существования Христа. Такими «доказательствами» с самого начала пользовались проповедники христианства с самых первых лет существования этой религии. Подобные ораторские приёмы хорошо действовали на людей простых и неграмотных, которые быстро принимали новую религию, и не помогали при общении с образованными римлянами, которые сразу понимали всю нелогичность и абсурдность построений христианских проповедников.
В романе Мастера Понтий Пилат — человек вполне мыслящий, философствующий и не лишённый определённых чувств. С Иешуа он долго спорит, и совсем не на тему религиозной веры и соблюдения ритуалов. А по окончании спора, отправив «преступника» на казнь, прокуратор постоянно вспоминает о нём и не может отделаться от слов, которые говорил ему Иешуа.
В романе Понтий Пилат описан как самый обычный человек, в котором ничто не выдаёт всесильного прокуратора Иудеи. У него лысеющая голова, он постоянно страдает от мигрени и не любит дело, которым ему приходится заниматься. Не любит он и тот город, которым управляет, и его жителей. Поэтому Понтий Пилат постоянно находится в раздражённом состоянии и срывает зло на окружающих.
Становится ясно, что Пилат — ограниченный человек, который не может повлиять на свою судьбу. Но появляется Иешуа, который пытается доказать прокуратору обратное.
О чём спорят Понтий Пилат и Иешуа
Пилат предстаёт перед «преступником» Иешуа как беспомощный трус. Трусость и смелость — главная тема дискуссии двух персонажей. Понтий Пилат обладает огромной властью, он всем кажется жестоким тираном и деспотом, однако он при всём своём желании не в состоянии отменить смертный приговор Иешуа. А отменить его он очень хочет, поскольку «разбойник», оказавшийся невиновным человеком, избавил его от постоянной мигрени.
Впрочем, кое-что Пилат смог сделать для Иешуа: он распорядился, чтобы осуждённого казнили сразу, без мучений.
Пилат страдает от одиночества, и Иешуа это видит. Кажется, это именно он, Пилат, а отнюдь не Иешуа, больше всех страдает в этом произведении. И его страдания в финале «Мастера и Маргариты» вознаграждаются. Иешуа прощает Пилата и просит Воланда «отпустить» его. После этого Понтий Пилат оказывается на лунной дороге, которую он долгое время видел во сне. Он идёт по этой дороге вместе с Иешуа и по-дружески беседует с ним.
Страдания Понтия Пилата, впрочем, не ограничиваются одним лишь одиночеством. После казни Иешуа его стали мучить угрызения совести, и это продолжалось долгие годы. Можно сказать, что проповедь Иешуа подействовала на него и заставила хотя бы пытаться изменить себя.
Тема трусости постоянно волновала Булгакова. Её он считал самым главным пороком человека, последствиями которого являются все остальные «грехи» и преступления. Всё плохое, негативное и скверное человек творит именно из-за трусости – так считал Булгаков. Об этом он рассуждал не только на страницах многих своих произведений, но и говорил в беседах с близкими. По словам Булгакова, он и сам несколько раз поддался трусости, последствия которой были ужасными. Видимо, за те проявления робости его постоянно мучила совесть.
Из этого можно заключить, что сам Булгаков был в некотором смысле прообразом Понтия Пилата. Так же, как и герой романа, Булгаков страдал и испытывал угрызения совести. Точно так же писателя угнетала та обстановка, в окружении которой он жил и которая иной раз заставляла его совершать скверные поступки.
Заключение
Образ Понтия Пилата — это в определённой степени сублимированные переживания самого Михаила Булгакова. Вместе с тем Понтий Пилат олицетворяет человеческую слабость и ограниченность, от которой не спасают ни высокие регалии, ни формальная власть. Человек может притвориться сильным и могучим, но не в состоянии уйти от себя. И такому ограниченному человеку обязательно нужно прощение и утешение.