Характеристика образа Воланда из «Мастера и Маргариты» показывает нам персонажа достаточно своеобразного. Воланда нередко приводят в качестве примера мистических воззрений Булгакова; однако этот персонаж имеет по большей части «эстетическое» и даже сатирическое значение.
Содержание
Кто такой Воланд
Воланд — этакий злой дух, вариация «дьявола», покровителя тёмного царства. Само имя Воланд имеет немецкое происхождение. В поэме Гёте «Фауст» Мефистофель (повелитель тьмы) иногда называет себя «дворянин Воланд». Кроме того, в старинной немецкой литературе злого духа называли «Фаланд». Это имя, кстати, в романе «Мастер и Маргарита» называют работники Варьете, когда пытаются вспомнить имя посетившего их Воланда.
В романе Воланд описывается как солидный мужчина сорока с небольшим лет, опрятно одетый в дорогой заграничный костюм. Странными в нём выступают лишь некоторые детали: глаза разного цвета, одна бровь выше другой, разные коронки на разных сторонах рта, сам рот какой-то кривой.
Воланд считается повелителем «царства Тьмы» и противопоставляется Иешуа — «повелителю сил Света». Однако характер этих героев у Булгакова существенно отличается от христианского. Иешуа, например, здесь представлен как добрый, но наивный чудак. Рай и ад в романе не упоминаются вообще, а «боги» упоминаются во множественном числе.
Что же касается Воланда, то в романе он выступает скорее как учёный-исследователь, наблюдающий за поведением низших существ — людей. Воланд не совершает зла, он только смотрит, как злые и глупые поступки совершают сами люди. Воланд может их лишь немного «наказать», чтобы показать им их глупость и ничтожность. Вместе с тем достойным людям он может давать дельные советы. В конце концов, именно Воланд является в романе покровителем любви и помогает двум влюблённым — Мастеру и Маргарите — соединиться и обрести вечный покой.
Гностический характер образа Воланда
Исследователи считают, что образы Воланда и Иешуа Булгаков создал на основе гностических воззрений. В мире средневековой «неортодоксальной мистики» и магии Свет и Тьма равноправны и «занимаются» каждый своей «сферой», не вмешиваясь в дела друг друга.
Воланд в романе вовсе не «отец лжи», а честный, справедливый, благородный и даже милосердный персонаж; так, он пытается уберечь Бездомного и Берлиоза от необдуманных поступков, когда рассказывает им об их будущем. Воланд, по мнению некоторых исследователей, олицетворяет именно справедливость. Действительно, для кого-то справедливость может показаться жестокой, ведь мало кто готов отвечать за свои слова и поступки и нести заслуженное наказание. Однако внешнее «добро» на деле может быть безобразным, если его получают незаслуженно. Если недостойный получает «добро», значит, где-то у кого-то достойного пришлось это «добро» отобрать.
Воланд выполняет свои обещания, даже с избытком: так, он исполняет два желания Маргариты вместо обещанного одного. Воланд не желает быть жестоким. Даже наказывая людей за их аморальные поступки (взяточничество, жадность, доносительство, ложь и др.), он знает меру: например, когда Кот Бегемот оторвал голову конферансье Бенгальскому, мессир приказывает вернуть её обратно. Воланд простил Фриду, убившую своего ребёнка, причём сделал это по просьбе Маргариты.
Таким образом, Воланда можно охарактеризовать как «надзирателя за злом». Само зло он не умножает, а лишь следит за ним и при необходимости пресекает. Воланд «забирает души» тех, в ком поселилось зло, причём это зло люди сами пускают в себя.
Театральность Воланда
Неоднократно отмечался «театральный» характер этого персонажа. Сама роль дьявола для него — это лишь маска, поскольку у него нравственные понятия вполне основательные и правильные. Воланд носит яркий костюм, имеющий запоминающиеся и немного неестественные, абсурдные детали. Он эффектно появляется и столь же красиво и необычно исчезает. Воланд в некотором смысле «показывает людям фокусы», устраивает представления и вовлекает в них саму публику.
Прообразы Воланда
Как уже говорилось, Воланд — это вариация гётевского Мефистофеля. Кроме того, в его чертах есть признаки сразу некоторых персонажей «Театрального романа» — неоконченного произведения Булгакова. Однако относительно возможных прообразов Воланда есть и неожиданные версии.
Некоторые исследователи считают, что таким прототипом мог стать сам товарищ Сталин. Действительно, во внешности и характере у Воланда есть что-то от «вождя народов». Сталин относился к Булгакову значительно более дружественно, чем к другим «неправильным» писателям, и Булгаков, в свою очередь, также уважал Сталина.
Другие исследователи называют в качестве прообраза Воланда… Иисуса Христа. Многое в Воланде выдаёт то самое «второе пришествие Христа». Как и полагается «второму пришествию», «спаситель» появляется неузнанным и имеет мрачную и суровую внешность. Воланда называют «мессир», что может указывать на «Мессию». Черты мифического «спасителя» присутствуют у Воланда в избытке.
Заключение
Образ Воланда — один из самых запоминающихся в русской литературе. И один из самых загадочных и спорных: являясь «повелителем тьмы», он выступает весьма положительным героем.