Маргарита — возлюбленная Мастера, героя романа «Мастер и Маргарита». Подробная характеристика образа Маргариты позволяет понять его сложность и глубину.
Содержание
Кто такая Маргарита
Если о Мастере неизвестно почти ничего, даже имени, то имя и отчество этой героини читатель знает с самого начала: Маргарита Николаевна. Это красивая, сильная женщина с мужественным характером; она домохозяйка, живёт в центре Москвы и не имеет детей. У неё есть муж — довольно обеспеченный военный инженер, которого она уважает, но особо не любит.
Маргарита с мужем живут достаточно солидно — у них большая квартира, да ещё и с прислугой. Однако участь богатой обывательницы не сильно радует женщину, ей хочется чего-то большего. И она влюбляется в писателя, которого называет Мастером; тот живёт в скромном подвале и пишет роман, которому не суждено пробиться в печать по идеологическим соображениям.
Даже когда Мастер остаётся совершенно без денег, крыши над головой и перспектив, Маргарита не бросает его. За это она удостаивается особой чести — становится королевой на призрачном балу, устроенном Воландом.
Реальные, мифологические и литературные прототипы
Видимо, Булгаков придавал особое значение имени Маргарита; поэтому в чертах его героини переплелись признаки сразу нескольких исторических и литературных персон с таким именем. Так, в первой редакции романа Мастер носит имя Фауст в честь героя знаменитого произведения Гёте; возлюбленную Фауста у Гёте также звали Гретхен-Маргарита. Во второй редакции романа главный персонаж именуется просто Мастером, однако любимая женщина этого «советского Фауста» сохранила своё «гётевское» имя.
Ещё одни носительницы этого имени — французские принцессы Маргарита Наваррская и Маргарита де Валуа. Их биографию Булгаков изучал в процессе работы над романом, и его Маргарита носит определённые черты этих исторических женщин. Например, Маргарита де Валуа была дерзкой женщиной, смелой и решительной, не лишённой романтики в любовных отношениях.
Как свидетельствуют современники, на Маргариту была похожа третья жена Булгакова — Елена Шиловская, которую он даже называл «моя Маргарита». Они были похожи внешне, а также Елена Сергеевна любила создавать себе имидж этакой «ведьмы». Возможно, есть в героине что-то и от Маргариты Смирновой — молодой замужней дамы, с которой Булгаков встретился в 1930 или 1931 году.
Образ всеобъемлющей и преданной любви
Маргарита в романе является воплощением горячей, чувственной и преданной любви. Ради Мастера она готова отказаться от всех жизненных благ, за ним она готова пойти куда угодно, хоть в кромешный ад. Её любовь поражает даже гостей из «потустороннего мира». Маргариту сравнивают с Левием Матвеем из романа Мастера — он столь же предан Иешуа и готов ради него отречься даже от самого себя.
При этом их встреча с Мастером произошла совершенно случайно. Любовь между ними возникла сразу, с первого взгляда. И после этого девушка поняла, что вся её жизнь до этого была бессмысленной.
Маргарита готова защищать своего возлюбленного от всех врагов, и она умеет это делать. Она легко расправляется с Латунским — противником Мастера. В этом тоже есть что-то от супруги Булгакова, которая горячо отстаивала честь и достоинство своего мужа и обрушивалась с угрозами на его недругов. В то же время Маргарите свойственна и нежность, и доброта, и даже материнство. Это женщина, которая с лёгкостью может перевоплощаться из обычной женщины в ведьму и обратно.
Впрочем, в романе говорится, что ведьмой ей пришлось стать, чтобы увидеть своего Мастера, который в то время пропал неизвестно куда. Она как бы жертвует собой ради любви. Впрочем, быстро выясняется, что она прямо-таки создана для роли ведьмы — в ней самой есть что-то мистическое и коварное. То, как она исполнила свою роль королевы бала, очень понравилось Воланду.
Маргарита как бы дополняет образ Мастера, имеющего слабый характер. Ему очень не хватало той силы, которая в избытке имеется у девушки. Маргарита является, по сути, его единственной опорой в жизни.
Однако есть и у неё слабое место в характере. Она обманывает мужа, не говоря ему, что ведёт другую жизнь и встречается с другим человеком. Её это лицемерие мучает, и впоследствии она во всём признаётся мужу в своём письме. Только после этого она чувствует облегчение.
Заключение
Образ Маргариты — это пример сильной, смелой и любящей женщины, которая ради своего возлюбленного решается порвать со своей прошлой жизнью и даже готова продать душу дьяволу. Вместе с тем ей приходится столкнуться с необходимостью обманывать мужа, которого она уважает. Маргарита, в конце концов, преодолевает физические и душевные муки и обретает вечный покой с любимым человеком.