Характеристика Насти из сказки-были «Кладовая солнца»

Настя («Кладовая солнца»)

В произведении «Кладовая солнца», одном из последних в творчестве Михаила Михайловича Пришвина, отражено характерное для него единение с природой; в то же время заметна и социальная составляющая; действие происходит сразу после Великой Отечественной войны. Ниже дана характеристика образа Насти — одного из главных персонажей произведения.

Кто такая Настя

Настя Весёлкина — старшая сестра Митраши. Оба они являются сиротами, родители которых погибли в годы войны. Казалось бы, такие дети должны быть обречены на скорую смерть; однако Настя и Митраша сумели самостоятельно наладить домашнее хозяйство, развести огород и даже влиться в бурную колхозную жизнь.

Внешний облик Насти имеет символические и сказочные элементы. Волосы у неё неопределённого цвета — «ни тёмные, ни светлые», но они отливают золотом; лицо у неё испещрено крупными веснушками, которые напоминают золотые монеты; нос вздёрнут вверх, на нём нет веснушек. Неоднократно Пришвин называет Настю «Золотой Курочкой на высоких ножках». Весёлкины — настоящие «дети солнца», особенно Настя.

Описывая образ девочки, писатель использует уменьшительно-ласкательную лексику. Так он стремится подчеркнуть доброту девочки и её искреннее поведение.

Характер девочки

По своему характеру Настя очень похожа на своего брата Митрашу. Оба они очень любят работать, причём делают это не для того, чтобы просто выжить, а по своему природному стремлению. Поэтому всё у них в доме ладится. И не только в доме: много пользы они приносят всему колхозу. Митраша, например, мастерит необходимые для общего хозяйства поделки из дерева.

Также Настя старается быть во всём похожей на свою покойную мать. Как и она, Настя встаёт рано утром, ещё до рассвета, выгоняет стадо пастись, а затем весь день занимается домашними делами. Девочка способна успокоить своего брата, который отличался упрямым характером: стоило ей улыбнуться ему и погладить по голове, как он тут же переставал сердиться.

Брат и сестра время от времени ходят в лес за ягодами. При этом Настя проявляет себя как предусмотрительная девочка: она всегда берёт с собой хлеб, картошку и молоко, так как понимает, что они могут заблудиться. Митраша, впрочем, не отстаёт от неё: с собой в лес он берёт даже ружьё.

Во всём колхозе Настю ценили за её благоразумие, и его она проявляет даже в лесу. Когда перед ней и Митрашей встал выбор, по какой тропинке идти дальше, Настя выбрала более безопасную дорогу. Брат же пошёл по той дороге, которая таила множество опасностей и была менее исследованной.

На своей территории Настя собрала очень много клюквы, за что потом её в деревне хвалили. Однако сама она критиковала себя за то, что слишком много внимания уделила ягодам и позабыла про своего младшего брата. Чтобы искупить свою «жадность», она всю собранную клюкву отдала детскому дому, в котором находились эвакуированные из Ленинграда дети. После этого она стала ещё больше доброты и внимания проявлять по отношению к другим людям. Автор не осуждает девочку за её легкомыслие, а даёт ей возможность загладить свою вину; ведь она ещё ребёнок, и она только начинает познавать мир и себя.

Прообраз Насти

Повесть «Кладовая солнца» была написана Пришвиным после того, как он некоторое время пожил в деревне Усолье в Ярославской области. Там же он встретил и двух детей-сирот, брата и сестру, у которых родители умерли в годы войны. На детей осталось всё домашнее хозяйство, причём достаточно обширное. Пришлось им, маленьким, делать всё самостоятельно. И они справились. Так что, несмотря на то, что поведение персонажей повести кажется нереалистичным, оно имеет под собой реальную основу. По-видимому, в то тяжёлое время детям приходилось рано взрослеть и в столь юном возрасте становиться самостоятельными.

Однако само произведение и его герои имеют также ярко выраженные сказочные черты. Так, Митраша и Настя напоминают сказочных путников или мифологических странников, перед которыми открывается традиционная развилка, причём одна из дорог — «правильная», а другая ведёт к погибели. Такой путь в мифологии и фольклоре нередко является аллегорией греха и добродетели. Однако в «Кладовой солнца» мифологический образ превращается во вполне реалистичное место, описанное в духе учёного-естествоиспытателя, хотя и сохраняет черты некоего нравственного выбора.

Заключение

Образ Насти в повести «Кладовая солнца» имеет несколько граней. Это и отражение реальной ситуации — судьбы детей-сирот в послевоенной стране; и пример «правильной женщины», соответствующей всем традиционным представлениям о роли женщин в обществе, причём эту роль Настя осваивает в очень раннем возрасте; это и фольклорно-мифологическая составляющая, причём Настя олицетворяет «добродетель», а её упрямый брат — «порок». Правда, Настя, ступив «на путь добродетели», всё-таки «впадает в грех», а Митраша, пойдя по «греховной тропе», совершает подвиг.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *