Аня Раневская — эпизодический персонаж пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Характеристика образа Ани Раневской при всей эпизодичности героини важна, ибо помогает раскрыть характеры других персонажей (типичная роль проявителя).
Содержание
Прототип
У героини был прототип — Ольга Васильева, хозяйка усадьбы в Одессе. Интересно, что в этой усадьбе действительно был сад из вишнёвых деревьев. Писатель видел в юной помещице (в момент знакомства Ольге исполнилось шестнадцать лет) наивного и милого ребёнка из «младого, незнакомого племени» и передал её характер героине пьесы.
Знакомство с героиней
Читатель знакомится с персонажем уже в первом действии. Аня Раневская, семнадцатилетняя девушка, приехала вместе с матерью, Любовью Андреевной. Оказалось, что они добирались из Парижа домой довольно долго, и все четыре ночи путешествия девушка не могла заснуть. Но вместо того, чтобы сразу лечь спать, Аня решила поговорить с названой сестрой Варей.
Что мы узнали о помещице
По словам девушки, она приехала в Париж зимой. Аня добралась до дома, где жила её мать, помещица Любовь Андреевна, и пожалела её: в квартире, которую мать снимала, было неуютно, накурено, там были какие-то гости. Оказалось, что помещица всегда жила, как говорится, «не по средствам», на широкую ногу, да ещё её обобрал любовник, которого Любовь Андреевна продолжает любить. По словам Ани, её мать умудрилась попасть в такие долги, что пришлось срочно продать дачу, которая была у неё во Франции.
Самое время спросить: а почему Любовь Андреевна уехала в Париж? Аня отвечает на этот безмолвный вопрос читателя (или зрителя): помещица была ужасно огорчена смертью мужа, а затем и трагической гибелью семилетнего сына (мальчик купался в реке и утонул).
Выехав из Парижа, мать с дочерью с горем пополам доехали до станции, откуда на экипажах прибыли в имение. Да только по дороге продолжались чудачества: помещица каждый раз, когда поезд останавливался на вокзале, сразу же заказывала дорогие обеды и давала лакеям большие чаевые. Аня огорчалась, видя, что её мать по-прежнему витает в облаках, не замечая неприятной правды: своего имущества попросту нет, а имение заложено и вскоре будет продано с молотка.
Что мы узнали о Гаеве
Казалось бы, Гаев, родной дядя Ани, должен быть искренним человеком. Ведь ему не всё равно, что будет с поместьем, он даже клянётся честью, что имение не будет продано. Да только героиня умудряется «проявить» и этого персонажа. И оказывается, что брат помещицы — человек совершенно никчемный. Он занимается только игрой в бильярд и любит говорить речи, да только они очень нелепы, и зачастую неискренни (чего стоит только пафосная попытка говорить со шкафом). Аня постоянно просит дядю лучше помолчать, так как не может уже слушать его патетические речи.
Характер героини
Аня Раневская много читала, книги сделали её эмоциональной, жизнерадостной, да только она не научилась разбираться в людях. И неудивительно — ведь образование она получила от занятий с гувернанткой, но это образование оказалось поверхностным (одна из причин легковесности характера). Аня любит и жалеет мать, которая из-за своего транжирства лишает дочь имения. Вишнёвый сад и дом продали, чтобы заплатить долги, которые сделала Любовь Андреевна Раневская. Аня — добрая девушка, мечтает окончить гимназию, работать и помогать матери, когда она вернётся в Россию.
Дружба с Петром Трофимовым
Аня подружилась с Петром Трофимовым, учителем её погибшего брата. Дочь помещицы и «вечный студент» часто беседуют, пытаясь узнать, что такое счастье и свобода (кстати, подобные философствования типичны для персонажей всех пьес Чехова). Молодые люди искренне уверены, что между ними может быть только дружба, а влюблённость невозможна (хотя известна полушутливая поговорка «не бывает дружбы между мужчиной и женщиной»).
О чём же мечтают Трофимов с Аней Раневской? Чехов не даёт точного ответа на этот вопрос, а ограничиваясь лишь подсказками – пусть читатель или зритель сам догадается. Среди этих подсказок — труд и идиллические картины вроде спокойного чтения книг после захода солнца, дома, где тихо и уютно.
И хотя это будущее заманчиво, однако это типичное «прекрасное далёко», и путь к нему очень не близок и тернист. И пусть оба героя спокойно думают о переменах в жизни, от этого мало что меняется. А всё потому, что жизнерадостная, но легкомысленная девушка не замечает серьёзной проблемы. Трофимов — типичный «идейный» человек, много знает, но оторвался от реальности, и из-за этого его знания превратились в типичный «мёртвый капитал».
Мнение героини о вишнёвом саде
Так получилось, что подавляющее большинство персонажей видят в саде чёткие и неизменные символы. Однако Аня Раневская постепенно меняет своё мнение о вишнёвом саде. Изначально девушка видела в нём символ счастливого детства и беззаботности. Однако после разговоров с «вечным студентом» она почувствовала нарастающее противоречие между идеалами и реальностью. Оказалось, что прежняя привязанность к вишнёвому саду невозможна — настали новые времена (учитывая, что пьеса была написана в 1903 году, а до печально известной войны между Россией и Японией осталось меньше года).
Заключение
Пусть эта героиня и эпизодический персонаж, но образ Ани Раневской очень важен для сюжета пьесы. Главное отличие героини от других персонажей — её постепенно изменяющееся мнение, как о вишнёвом саде, так и обо всей усадьбе.