Рассказ «Тапёр» Александр Иванович Куприн написал в 1900 году. В нём повествуется о чуде, которое случилось в жизни юного музыканта и которое было подготовлено его трудолюбием и талантом.
Содержание
Главные герои
- Аркадий Николаевич Руднев — гостеприимный хозяин, любитель шумного веселья.
- Юрий Азагаров — 14-летний талантливый пианист из бедной семьи.
- Антон Григорьевич Рубинштейн — композитор, выдающийся пианист, заслуживший популярность.
Другие персонажи
- Ирина Алексеевна — жена Руднева, высокомерная дама.
- Лидия — старшая дочь Рудневых, высокомерная девушка.
- Татьяна — средняя дочь Рудневых, добродушная, спокойная девушка.
- Тина — младшая дочь Рудневых, очень шустрая и добрая 12-летняя девочка.
- Дуняша — горничная.
Краткое содержание
Семья Рудневых ежегодно устраивает ёлку для детишек и взрослых. Всеми приготовлениями занимается отец семейства Аркадий Николаевич. Он обожает веселье и в обычные дни часто устраивает для молодёжи забавные вечера. Для своих лет Аркадий Николаевич сохранил элегантность и репутацию дамского угодника. Это вызывает ревность в его жене Ирине Алексеевне – наследнице знатного рода, покидавшей личные покои только в особенных случаях. Считая общество дочерей и супруга недостойным, хозяйка дома предпочитала уделять внимание лишь потомкам старых родов и архиереям.
Особое волнение из-за предстоящей ёлки испытывает младшая дочь Рудневых Тиночка. В этом году ей впервые разрешили присутствовать со взрослыми на торжестве. Девочка носится по дому, переживая об отсутствии музыкального сопровождения. Её старшие сёстры Лидия и Татьяна спокойны. Оркестр Рябова занят уже другими господами, поэтому горничную Дуняшу отправляют за тапёром (музыкантом, который сопровождает своим исполнение танцы на вечерах). Все находятся в ожидании достойного музыканта.
Празднество начинается. Спустя долгое время Дуняша возвращается и робко пытается объяснить Татьяне, кого привела в качестве тапёра. Рядом с ней стоит бледный худощавый мальчик в подержанном мундире реального училища. Только его Дуняша смогла найти. Лидия прямолинейно выражает недоверчивость умениям и таланту мальчика. Желая доказать старшей сестре Рудневой, что она неправа, мальчик попросил позволить ему что-нибудь сыграть. Тиночка привела его в зал и усадила за фортепиано.
Чтобы доказать, что он умеет играть не только вальсы и польки, мальчик играет рапсодию номер два Листа. Игра мальчика приводит всех в восхищение. Аркадий Николаевич спросил юного музыканта, как его зовут, и узнал, что его имя Юрий Азагаров. Аркадий Николаевич, назвав его Юрочкой, сказал, что, если мальчик устанет играть целый вечер танцевальную музыку, пусть скажет.
На торжестве появляется уважаемый всеми гостями пожилой господин. Аркадий Николаевич называет его Антоном Григорьевичем и что-то говорит ему на ухо про Юрия. Гость просит Юрия сыграть рапсодию номер два. Когда мальчик закончил играть, Руднев платит ему за труд и говорит, что его довезёт до дому Антон Григорьевич. Оказывается, талантливую игру Юрия слушал известный пианист Рубинштейн. Он становится учителем Азагарова, открывая тому дорогу на поприще композитора.
Когда Юрий Азагаров взрослеет и приобретает известность, он никому не рассказывает о своём первом разговоре с Рубинштейном.
Анализ рассказа «Тапёр» тут.