Характеристика Митраши из сказки-были «Кладовая солнца»

Митраша из сказки-были «Кладовая солнца»


«Кладовая солнца» — одно из самых поздних и самых известных произведений Михаила Пришвина. Действие в этой «сказке-были» разворачивается в первые годы после Великой Отечественной войны. Далее будет представлена характеристика образа Митраши — одного из главных персонажей произведения.

Кто такой Митраша

Настя и Митраша Весёлкины — брат и сестра, круглые сироты. Митраше в произведении всего десять лет. Несмотря на то, что они потеряли отца и мать, они смогли самостоятельно наладить домашнее хозяйство. Звучит, казалось бы, неправдоподобно, однако в то время и в той ситуации такие самостоятельные дети вполне могли существовать.

Митраша ещё помнит своего отца, который погиб на войне, и во всём старается подражать ему. Внешне он «коротенький», «плотный», «лобастый», с широким затылком. Характерно, что Пришвин описывает юного героя с использованием уменьшительно-ласкательных слов; это он делает не только для того, чтобы указать на малолетство Митраши, но и для того, чтобы подчеркнуть его мужество.

Характер Митраши

Любопытно, что Митраша со своей сестрой занимается домашним хозяйством не потому, что им необходимо было выжить, а потому, что они по своей природе были очень трудолюбивы, им, судя по всему, нравилось работать в огороде, мастерить полезные вещи для дома и т. д. Никакие трудности не смогли сломить дух маленьких персонажей.

Юные герои умудряются участвовать даже в общественной жизни. Они работают в различных колхозных хозяйствах и появляются на колхозных собраниях, чтобы «понимать общественные заботы». Общественное самосознание вообще присуще Насте и Митраше. Так, мальчик изготавливает полезные изделия из дерева не только для себя и сестры, но и для односельчан.

До поры до времени Митраша описывается вместе со своей сестрой Настей: они живут вместе, вместе ведут хозяйство, имеют одну и ту же судьбу. Однако Митраша совсем не является «клоном» Насти; различия в характере и привели к завязке произведения.

Так, Митраша — мальчик слишком упрямый и любопытный. Если он чего-то хочет, то переубедить его никто не может. Поэтому он и пошёл по неизвестной дороге в лесу, которая, как предупреждал отец, была полна опасностей.

Впрочем, Митраша старается быть вполне «взрослым», брать ответственность за свои поступки на себя, и это ему, в общем-то, удаётся. Не зря соседи именуют его «мужичком в мешочке». К примеру, в тот момент, когда он собирается в лес за ягодами, он предусмотрительно берёт с собой ружьё. И оно ему действительно пригодилось — из него он застрелил страшного волка.

Митраша — младший брат Насти, но он то и дело пытается доказать, что в семье главный он. Он даже оказывается немного сообразительнее сестры — по крайней мере, таким он пытается казаться.

Автор не осуждает и не критикует Митрашу за то, что он не послушал сестру и отправился на Слепую елань. Даже наоборот — мальчик показал свою пытливость и готовность к любой опасности. Он оказался в трясине, которая могла погубить его — он успел в ней даже наполовину утонуть. Однако даже в такой критической ситуации Митраша не теряет самообладание. Ему даже удаётся убить волка, который чуть было не растерзал его. В конечном итоге Митраше удалось спастись с помощью собаки Затравки, и помогли ему в этом, в том числе, и знания о поведении собак. Что же касается ошибок, то их совершают все. Не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает.

Митраша, как уже говорилось, — это такой «маленький взрослый». Однако во время своих приключений он окончательно взрослеет. Признаками этого становятся и успешное убийство волка, и столкновение лицом к лицу со смертью. Это своеобразная инициация, в ходе которой мальчик переходит на другую возрастную ступень.

В конце произведения Пришвин говорит, что Митраша впоследствии вырос высоким и сильным юношей; и если бы война ещё продолжалась, он мог бы стать достойным бойцом и защитником Отечества. Однако война уже кончилась, и Митраше предстоит использовать свои качества на мирном поприще.

Заключение

Образ Митраши, подобно всему произведению в целом, является поэтическим и романтическим. При этом, впрочем, эта поэтичность соседствует с некой дидактической нотой. Писатель представляет Митрашу образцово-показательным мальчиком, настоящим «человеком труда». Он, как «настоящий мужчина», любит совершать рискованные поступки, подвиги, открывать новые, неизведанные пространства. Такими «маленькими взрослыми» детей заставляла быть тогдашняя жизнь, тяжёлая после ужасов войны. Многим подросткам очень рано приходилось брать на себя заботы о хозяйстве, оставшемуся от погибших родителей, зарабатывать. Именно поэтому образы Митраши и его сестры сегодня кажутся «сказочными» — в наше время даже далеко не все взрослые проявляют такое серьёзное отношение к жизни.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *