Характеристика Карандышева из пьесы «Бесприданница»

Юлий Капитонович Карандышев из пьесы («Бесприданница»)

В классической литературе XIX в. очень популярна тема «маленького человека». Её в своих произведениях раскрывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М.Достоевский, Н. А. Островский. В драме «Бесприданница» Н. А. Островского «маленьким человеком» является Юлий Капитонович Карандышев.

Характеристика образа Карандышева позволяет понять роль и место «маленького человека» в обществе.

Портрет

Карандышев — молодой человек, жених  главной  героини драмы Ларисы Дмитриевны Огудаловой. Это мелкий чиновник с небольшим доходом. На службе, видимо, у него место не очень престижное, так как, судя по репликам, ему даже не предлагают взятки.

Он беден и не привлекателен. У него отсутствует вкус и чувство меры. Об этом можно судить по описанию комнаты чиновника, которое даёт Вожеватов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…»

В женихи Карандышев выбран случайно. Он почти три года добивался Ларисы, был в доме Огудаловых частым гостем. Его не гнали, держали, как запасной вариант, никто не выказывал молодому человеку своего расположения. Чаще его не замечали, иногда он был предметом насмешек и издевательств, как, например, в ссоре с Паратовым.

Лариса из-за безысходности своего положения, постоянных сборищ потенциальных женихов в доме матери и отъезда в неизвестном направлении любимого человека, соглашается выйти за Юлия Капитоновича замуж.

Характер

Во многих литературных произведениях «маленький человек» представляет собой жалкое зрелище, часто этому персонажу невольно  сочувствуют. Карандышев не вызывает  жалости. Этот человек  обладает слишком большими амбициями для своего положения. Он не в меру эгоистичен и высокомерен.

Юлий Капитонович не обладает ни способностями, ни средствами, ни обаянием, хотя претендует на всеобщее уважение. Лариса нужна ему для престижа, чтобы занять соответствующую его эго нишу в обществе.

Ничтожество и непомерная гордыня Карандышева не раз подчёркиваются в пьесе. Особенно ярко эти качества проявились во время званого обеда в честь помолвки молодого человека с Ларисой, на которую он пригласил самых знатных людей города. При этом выявляются ещё такие качества чиновника, как жадность, спесь, глупость, болезненное самолюбие.

Карандышев слаб, труслив и не уверен в себе. Эти качества подчёркнуты во время разговора о его несостоявшемся самоубийстве.

Карандышев и общество

Стремление Карандышева стать барином вызывает насмешки и издевательства со стороны местных купцов. Возможно, если бы Юлий Капитонович так не «пыжился», то к нему относились бы по-другому, но нелепые попытки попасть в «высшее общество» вызывают лишь презрение. К Карандышеву относятся, как к шуту и паяцу, издеваются и насмехаются над ним. В ходе всей драмы можно наблюдать колкие реплики в его адрес и пересуды о нём во время разговоров купцов между собой. Самым показательным примером пренебрежительного отношения к жениху Ларисы является званый обед в доме Карандышева.

Карандышев и Лариса

Лариса нужна была Карандышеву для того, чтобы потешить своё самолюбие и попасть в высшее общество. Если даже он и любит свою будущую жену, то чувство это не возвышенное. В отношениях с Ларисой он проявляет только отрицательные качества своего характера: ревность, подозрительность, эгоизм.

Возможно, если бы он услышал Ларису, её просьбы и мольбы, то трагедии бы не случилось. Девушка просит Карандышева уехать в деревню, чтобы забыть о своей прежней жизни, говорит, что готова полюбить его, если он будет вести себя скромнее. Но Карандышев не внимает её просьбам. Ему нужен шик, признание его равным среди богатеев города. Поэтому он «выгуливает» Ларису по бульвару, покупает жалкую клячу и нанимает кучера, вместо поклонов во время встречи со знакомыми, теперь едва кивает им, подчёркивая этими выходками своё ничтожество.

Матери Ларисы он так и говорит, что хочет «повеличаться» потому, что долго ждал этого, перенеся «много уколов для своего самолюбия».

Ещё не став мужем Ларисы Дмитриевны, Карандышев ограничивает её свободу (не разрешает петь во время званого обеда), дурно отзывается о её доме и образе жизни, говоря, что дом похож на «цыганский табор», попрекает её за дружбу с Вожеватовым: « Называете его Васей. Что за фамильярность с молодым человеком!»

Возможно, смерть была для Ларисы лучшим выходом потому, что в любом случае с Карандышевым она не была бы счастлива. Девушка для него была такой же вещью, как и для других мужчин её окружения. Только для них она была дорогой вещью для удовольствия, а для Юлия Капитоновича вещью для престижа.

Заключение

Образ Карандышева в драме А. Н. Островского «Бесприданница» отображает основные черты, свойственные мещанству: жадность, зависть, глупость, спесь. Такие люди, как Юлий Капитонович хотят выделиться, добиться высокого положения в обществе не за счёт своих талантов и усердия, а за счёт других людей, порой испортив последним жизнь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *