Сергей Александрович Есенин (1895–1925) — русский и советский поэт. Считается представителем «новокрестьянской» поэзии, однако наибольшую известность заслужил как самый известный представитель имажинизма.
Содержание
Ранние годы
Сергей Есенин родился в селе Константиново, что в Рязанской губернии. Родителями его были обычные русские крестьяне. Позднее, прибыв в столицу, он первое время представлялся так: «Я поэт, родом из деревни».
Учился он в земской школе — в таких учебных заведениях учились обычно дети крестьян. Позднее поступил в церковно-приходскую школу в Спас-Клепиках. В настоящее время Спас-Клепики имеет статус города, а в здании бывшей школы находится музей Есенина.
Окончив школу, Есенин с семьёй переехал в Москву, где первое время работал в мясной лавке вместе с отцом. Жили они тогда в Общежитии одиноких приказчиков. Через некоторое время Сергей Есенин устраивается в типографию знаменитого книгоиздателя Сытина.
В 1913 году Есенин поступил в университет. Это был Московский городской народный университет имени Шанявского — особый вуз, который принимал всех желающих, независимо от сословной принадлежности, имущественного положения и наличия документов. Правда, университет не выдавал аттестата или каких-то других документов о пройденном курсе; единственным его предназначением было получение знаний. Но, собственно, свою главную задачу вуз выполнял. Студентами были по большей части люди простые, которым официальные свидетельства и не требовались.
Становление поэта
Впервые его стихотворения были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». Это была «Берёза» — одно из самых известных его стихотворений, которое до сих пор включается в детские сборники.
В 1915 году Есенин переехал в Петроград, где познакомился с Блоком, Городецким и другими литературными знаменитостями. Через некоторое время судьба сводит его и с Щеколдиным — поэтом и революционером, выходцем из старообрядческой семьи.
Во время Первой мировой войны Есенина призвали на фронт. Благодаря стараниям Распутина, крестьянского поэта Николая Клюева и других известных личностей молодой поэт попал в санитарную часть, поэтому мог не воевать на передовой. Николай Клюев познакомил его и с группой «новокрестьянских поэтов», к которым Есенин вскоре примкнул. Крестьянские мотивы в лирике были ему очень близки, к тому же они пользовались популярностью у широкой публики.
Впрочем, по мере роста его популярности расширяются и его творческие связи и предпочтения. После знакомства с Анатолием Мариенгофом Есенин становится представителем кружка имажинистов — небольшого по численности, но оказавшего существенное влияние на российское искусство той поры.
Имажинизм — первое направление в российском искусстве, представители которого стремились создавать запоминающиеся образы («имаж», или, по-английски, «имидж»). В стане имажинистов Есенин создаёт себе образ этакого кабацкого дебошира, скандалиста. Впрочем, временами он уж слишком вживается в этот образ, из-за чего скандалит подчас по-серьёзному. В то же время этот образ действительно был отражением российской городской культуры того времени. В Петербург и Москву в больших количествах перебирались крестьяне в поисках лучшей жизни, устраивались на производственные предприятия, получали определённые профессиональные навыки, приобщались к столичной культуре — и в то же время приносили в город грубый сельский менталитет.
Последние годы
Сергея Есенина обнаружили мёртвым 28 декабря в номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде. Когда дверь номера взломали ломом, то обнаружили тело поэта лежащим на диване, а на шее у него была петля. В самом номере был страшный беспорядок.
За некоторое время до этого события Есенин написал своё последнее стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Во время его написания поэт говорил, что в номере нет чернил, поэтому записывать ему приходится своей кровью.
На первый взгляд, ситуация была похожа на самоубийство. Однако некоторые факты, в том числе и беспорядок в номере, наталкивали на мысль, что Есенин был убит. Дело в том, что, как и многие русские крестьяне, поэт увлекался кулачными боями и был физически сильным человеком; перевёрнутая вверх дном утварь может быть признаком серьёзного сопротивления, которое Есенин оказывал своим убийцам. Однако до сих пор следствие склоняется в пользу именно самоубийства.
Известно, что самые поздние стихотворения Сергея Есенина проникнуты мотивами отчаяния, разочарования в жизни, ощущением тщетности существования. Возможно, к своему концу поэт готовился заранее.
Творчество
Сергей Есенин начинал как крестьянский поэт-лирик, который восхищался природой. Его наиболее ранние произведения были вполне «детскими», из-за чего их и включают в книжки для маленьких детей и младших школьников. Однако впоследствии творчество Есенина претерпело определённую эволюцию. Поэт становился «городским» человеком и приобщался к новой культуре, хоть и к довольно «низовой» её части.
После революции поэзия Есенина становится вполне «пролетарской» по содержанию. Несмотря на это, до конца принять революцию крестьянский поэт Есенин так и не смог. Так, в поэме «Анна Снегина», носящей автобиографический характер, поэт изображает достаточно дикий и жестокий народный бунт, который имеет целью построить не столько «новый» мир, сколько разрушить «старый». Главный герой влюблён в молодую дворянку, которая является представительницей «враждебного класса». В советских изданиях поэмы комментаторы видели некий обличительный пафос; на самом деле, если читать «Анну Снегину» без идеологического предубеждения, становится очевидным некое грустное настроение. Чувствуется, что автор недоволен тем, как именно революция совершается. Ленин, упоминаемый в финальной части поэмы, является здесь скорее символом всеразрушения, чем обновления мира и социальной справедливости.