Характеристика главного героя рассказа «Уроки французского»

Главный герой из рассказа «Уроки французского»


В рассказе русского советского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» на фоне событий послевоенного времени и трудностей, с ними связанных, описывается один год из жизни одиннадцатилетнего мальчика. На примере характеристики образа главного героя отражены основные черты, свойственные подросткам послевоенного времени.

В деревне

Главный герой рассказа «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик из сибирской деревни. После окончания начальной школы ему пришлось учиться в райцентре. Герой рассказа очень целеустремлённый, толковый, способный к учёбе мальчик.

В то время на долю таких мальчишек выпадали все тяготы послевоенной жизни. Они рано взрослели, взваливая на свои хрупкие плечи непосильную ношу практически главы семьи. Такая же судьба у главного героя. Отец погиб на фронте, мать из сил выбивается, чтобы прокормить троих детей. Герой рассказа — старший в семье, поэтому на нём забота о двух младших: брате и сестре. Он как может помогает матери по хозяйству. Кроме того, это время, когда голод ещё не отступил, поэтому мальчик должен позаботиться о пропитании младших. Да про учёбу нельзя забывать. Он учится на пятёрки и при всех своих делах и заботах никогда не приходит в школу с несделанными домашними заданиями.

В первых строках рассказа вырисовывается образ уважаемого в деревне человека. К подростку часто обращаются за помощью односельчане: то проверить цифры в облигации, то подписать какие-то бумаги. Он первый помощник не только в доме, но и на селе.

В характере героя явно прочитываются такие черты, как ответственность, усидчивость, сообразительность, отзывчивость, трудолюбие и нацеленность на результат.

На беду в селе нет средней школы. Окончив начальное обучение, герой вынужден отправиться в город. И хоть матери нелегко проститься с сыном по многим причинам: и мал (всего 11 лет), и главный помощник в доме, да плюс лишняя забота (ездить в город навещать), она вынуждена отправить его в район, учиться дальше.

В городе

Попав в город, мальчик, по сути, ещё ребёнок, растерялся. Ему всего 11 лет, а он попал в незнакомую ему обстановку, непонятный уклад жизни. Он многого не знает и не понимает в городе. Здесь он одинок, ему грустно и тоскливо вдали от дома, семьи, друзей. У матери тоже «душа не на месте», оттого, что её ребёнок вынужден жить вдали от неё, у чужих людей, недоедать, тосковать. Но когда она хочет вернуть сына в деревню, он проявляет твёрдость характера и остаётся в городе.

В деревне всё проще: и люди, и отношения. Там не крали друг у друга, не обманывали, не жульничали. У героя проявляются новые черты характера: гордость, упрямство, боевитость, чувство справедливости.

Первый враг, с которым столкнулся мальчик — нестерпимый голод. В деревне было проще  добыть еду: «что-то перехватить, выкопать, поднять…»  Здесь пропитание можно добыть, только имея деньги, которых у него не было.

Герой жил у чужих людей, где не только не подкармливали (хорошо, хоть приютили, дали угол), так ещё кто-то (сын хозяйки Федька) таскал привезённые матерью продукты: хлеб и картошку.  Вот здесь и проявляются такие черты характера как гордость и стеснительность. Из гордости он никому не жалуется, отказывается от незаслуженных подарков (посылки от Лидии Михайловны), сам зарабатывает себе деньги.

Стеснительность проявляется в силу воспитания и жизни в деревни. Он не понимает, как можно брать у своих, поэтому ему стыдно пожаловаться. А вдруг он не прав, тогда он оговорит невинного человека.

Стеснение он испытывает из-за своего внешнего вида: он плохо одет и обут, не понимает местных дворовых законов.

В городе ярко проявляется ещё одна черта характера мальчика — обострённое чувство справедливости. Он не терпит фальши, обмана, жульничества (в игре со стороны местного авторитета Вадика), лжи, даже во благо (как в случае с Лидией Михайловной во время игры в пристенок и посылки с макаронами).

Он упрям в достижении своей цели, но не жаден и не азартен. Он не хочет никого обманывать, играет честно и только до тех пор, пока не выиграет нужное количество денег. На них он покупает себе кружку молока, чтобы не кружилась голова и чтобы хоть немного утолить чувство голода.

Лидия Михайловна

Неизвестно, как сложилась бы судьба героя, если бы не встреча с замечательным педагогом и человеком. Его заметила и пожалела классный руководитель, учительница французского языка Лидия Михайловна. Она помогла мальчику справиться с единственным препятствием в учении — французским языком. Лидия Михайловна отвадила его от опасных игр с подростками. Она знала, чем рискует, но стала играть с учеником на деньги, чтобы хоть чем-то помочь мальчику. Щадя его гордость и независимость, учительница не стала прямо навязывать ему деньги и продукты, рискуя собственной карьерой.

Заключение

Образ главного героя порождает сложные чувства. С одной стороны, его безумно жалко: маленького, голодного, одинокого ребёнка. С другой стороны, герой вызывает восхищение. Его характер, целеустремлённость доказывают, что из этого мальчика, вырастет настоящий человек.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *