Характеристика Хлестакова из комедии «Ревизор»

Иван Александрович Хлестаков («Ревизор»)

Знаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» поражала современников автора оригинальностью и смелостью сюжетной линии, но, важно отметить, что в наши дни многие из поднимаемых в ней тем являются очень актуальными. Чего стоит одна лишь характеристика образа Хлестакова — главного героя повествования, задуманного Гоголем безнравственным и безответственным человеком. Этот персонаж является обобщённым олицетворением плачевного падения чиновничества Российской империи николаевских времён, а также служит идеальным примером для людей 21 века, как не следует устраивать свою жизнь нечестным путем.

Иван Александрович Хлестаков — мелкий петербургский чиновник, отпрыск дворянского рода. Этот глуповатый и легкомысленный персонаж — вовсе не интриган, он просто делает то, чего от него ждут чиновники губернского города — берёт взятки. Образ Хлестакова играет важную роль в выявлении преступных действий чиновников.

Образ героя

Хлестакову на момент повествования чуть больше двадцати лет, как становится известно из текста, вырос он в дворянской, пусть и не очень состоятельной, семье. Всё своё время он проводит в увеселениях, чем отдаленно напоминает другого известного персонажа — Евгения Онегина, вот только, в отличие от него, Хлестаков абсолютно глуп, легкомыслен, не думает о своём поведении и совершенно не умеет планировать свою жизнь. Все его поступки случаются под давлением обстоятельств, кажется, он вообще не задумывается о совершённых им действиях.

Герой вольно обращается с деньгами, кроме того, одержим азартными играми, хотя постоянно проигрывает. Примечательно, что за его долги полностью расплачиваются престарелые родители. Хлестаков презирает честный труд, не отличается старательностью и прилежанием. Несмотря на то, что он имеет чиновническое звание, его карьера застывает на одном месте без возможности дальнейшего развития. Это неудивительно: Хлестаков страшно глуп, не имеет представления даже о базовых вещах. Так, к примеру, он полностью беспомощен в быту.

Одновременно, всё вышеперечисленное не мешает Хлестакову пользоваться огромным успехом у представительниц прекрасного пола. Герой прекрасно разбирается в женской психологии, немного говорит на французском языке, ради собственных корыстных целей умеет понравиться интересующей его особе. Некая театральность, манерность его поведения располагают к нему дам, а также заставляют поверить других чиновников его министерскому статусу ревизора.

Особенность раскрытия образа Хлестакова

Образ Хлестакова раскрывается всесторонне, чему способствуют самые нестандартные ситуации, в которых то и дело оказывается герой. Если на момент начала повествования он пестрит отрицательными чертами, то уже к середине, всё-таки пользуется выпавшим на его долю случаем, проявляя минимальную смекалку, начинает «водить за нос» остальных чиновников, хотя делает это весьма сомнительными способами.

На самом деле, Хлестаков очень слабый, даже трусливый человек, но эти качества полностью уравновешиваются его невероятной наглостью, благодаря которой он без зазрения совести пользуется благами своего мнимого положения и даже признается в чувствах сразу двум женщинам. Это приводит к тому, что Хлестаков сам начинает путаться в собственной лжи.

Психологический портрет героя

Главными чертами характера этого персонажа является трусость и абсолютная безнравственность: совершая множество дурных поступков, он совершенно не считает себя виноватым, а патологическая ложь героя перерастает все мыслимые границы, так, к примеру, Хлестаков называет себя известным писателем, вот только никак не может вспомнить собственные произведения.

Глупость и безграмотность героя также не играют ему на руку: чудесные истории и похвальба выглядят несуразно, поскольку персонаж не обладает выдающимися ораторскими данными и не умеет врать правдоподобно. Хлестаков неспособен сосредоточиться на одной мысли, поэтому из его уст слова вылетают совершенно неожиданно. Речь его часто бессвязна, фразы он иногда не заканчивает.

Очень любит этот герой приврать, причём сам же начинает верить в свою ложь. Его желание приврать, прихвастнуть исходит из желания самоутвердиться, быть интересным для окружающих.

Заключение

Николай Васильевич Гоголь в своей комедии «Ревизор» показал типический характер вруна и хвастуна. Образ Хлестакова — это образ простодушного лжеца, и в этом проявилось новаторство великого писателя, ведь в те времена в комедиях такого характера не было, а традиционно присутствовал тип интригана.

Образ Хлестакова — своего рода нерукотворный памятник Н. В. Гоголя всем бесчестным и беспринципным чиновникам. Он как нельзя лучше отражает то, как низко может пасть человек, одержимый страстью сребролюбия и гордости в сочетании с глупостью и полным отсутствием моральных принципов. Безусловно, стоит понимать, что автор слегка утрировал портрет своего героя, но, тем не менее, вряд ли бы кто-то из людей пожелал встретить на своём жизненном пути человека, даже отдаленно напоминающего собой главного героя известной комедии Гоголя.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *