Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов писал более десяти лет — с 1863 по 1877 год. В 1861 году было упразднено крепостничество, крестьяне получили свободу. Странникам кажется, что только в имении князя Утятина об этом не знают. Образ князя Утятина воплотил в себе типичные черты крепостников: спесивость, самодурство, жестокость по отношению к крестьянам.
Глава, в которой рассказывается об этом помещике, называется «Последыш». Так назвали князя его бывшие крепостные, поскольку он последний крепостник в роде Утятиных.
Содержание
Последыш
Характеристика Утятина чётко представлена в тексте поэмы. Бывшие княжеские крепостные разговаривали о своём самодуре-барине, когда встретили мужиков, странствующих по России.
Со слов бывших крепостных мы узнаём, что князь чрезвычайно богат, имеет типичный княжеский двор с детьми и работниками, нянями и с белыми собаками. Утятин принадлежит к известному дворянскому роду и чтит свои дворянские права, освященные веками, заслуги, древнее имя. В петлице князя есть наградной белый крест (орден Георгия Победоносца).
Утятин — требовательный и тщеславный хозяин, у него обширные поля, луга, дома и капитал, передавшиеся ему по наследству от его родителей, потомственных дворян.
Старый князь худой, седой, нос у него, как у ястреба, усы седые, длинные. Некрасов наделил своего героя разными глазами: «Один здоровый — светится, //А левый — мутный, пасмурный, //Как оловянный грош!».
Семья князя
Вся жизнь семьи освещена в отдельной главе поэмы — «Последыш». Такое наименование поэтом было выбрано не случайно. Князя Утятина народ прозвал «последышем», потому что он в роду князей Утятиных стал последним барином-крепостником. Разговорно-просторечное слово «последыш», как и большинство слов в тексте поэмы, является признаком глубокой национальности языка и стиля Некрасова.
Большая семья князя изображена на картине известного художника С. В. Герасимова «Обед в поле».
У князя два сына, достойная смена отца. Позже выясняется, что князь-то развратный, у него в Петербурге три внебрачные взрослые дочери от разных по происхождению и статусу женщин, автор называет их «побочными», правда, сам Утятин принимал активное участие в их будущем, подыскал им достойных женихов: «за генералов выданы».
Характер и привычки героя
Старый барин — старорежимный жестокий человек. В тексте мы находим следующие черты его характера: не знает меры в гневе и в радости, привык обходиться с крепостными, как с рабами.
Старый Утятин не принял новости об отмене многовекового порядка, его возмутило, что теперь крестьяне свободные люди и что настали новые времена и нравы. Новости 1861 года окончательно добили помещика, оставив пару месяцев ходить по земле. После перенесённого инсульта рассудок князя Утятина помутился. Он стал обвинять сыновей в том, что они предали свои старинные дворянские права. Сыновья испугались, что перед смертью он может их лишить наследства и отдать свои капиталы побочным дочерям. Жена одного из сыновей сказала старому князю, что «мужиков помещикам велели воротить», и он поверил.
Чтобы хоть как-то продлить ему жизнь, сыновья обращаются к вольным крестьянам с предложением сыграть роль крепостных, а в награду им обещают земские луга. И крестьяне согласились, вошли в образ, кланялись барину до земли, пока помещик ходил уже не по своим сенокосным лугам, и перед ним была «давно не барская, а наша полоса!».
А Утятин раздавал тумаки, порол, штрафовал работников. Крестьяне всё терпели, ведь князя скоро не станет, а им достанутся луга.
Князь Утятин после инсульта почти потерял рассудок и стал отдавать безнравственные распоряжения своим подданным: «Так барин приказал: //На той вдове Терентьевой //Женить Гаврилу Жохова <…> А той вдове — под семьдесят, //А жениху — шесть лет!»
Старик как бы открыл в себе второе дыхание, вспомнил прежние времена, когда он бегал по полям с криками на работников, наказывал, порол лентяев и лежебок.
Успокоенный тем, что старый порядок вернулся в поместье, Утятин умер спокойно, с умиротворением. А крестьяне были одурачены достойными сыновьями своего отца, лугов не получили, хотя им обещали и заключали с ними договоры. Началась долгая судебная борьба за луга между крестьянами и семьей князя, тяжбы продолжаются и «доднесь».
Глава закончена в смысловом и структурном отношении, семантически богата и разнообразна. Особенно это касается художественных приемов, которые использует автор.
Образ Утятина собирательный. В лице этого князя Некрасов обозначил типичные черты помещиков-крепостников. Хотя сам автор говорил, что князь ещё не самый злой и страшный помещик.
Заключение
Образ князя Утятина гротескно раскрывается в тексте нетрадиционным способом, то есть не через самохарактеристику, а со слов внешних наблюдателей, других персонажей, которые видят князя в разных ситуациях и в разных местах. Такой подход автора делает описание героя многогранным и глубоким. Накануне крепостной реформы среди людей бродили страшные истории о том, как помещики относятся к своим подданным. Вдохновлённый некоторыми из этих историй, поэт Некрасов создал образ князя Утятина.