Характеристика Бирюка из рассказа «Бирюк»

Бирюк из рассказа «Бирюк»


Рассказ «Бирюк» входит в сборник «Записки охотника», написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым в 40-х годах XIX в. Сборник содержит истории, раскрывающие «…высокие духовные качества русского крестьянства…» (В. Г. Белинский). Герой рассказа «Бирюк» — лесник, охраняющий лесные владения помещика. Характеристика образа Бирюка раскрывает такие качества русского человека, как доброта, честность, справедливость.

Сюжет

Повествование ведётся от лица охотника. Когда повествователь возвращался с охоты началась сильная гроза. Охотнику ничего не остаётся делать, как остановиться в лесу, чтобы переждать её. Здесь происходит знакомство писателя с лесником, который предлагает переждать непогоду в его избе.

Это был мужик по прозвищу Бирюк. Звали Бирюка Фома Кузьмич. Он жил в убогой избе, в ней была одна комната. Из мебели в ней были только стол и лавка, да в середине избы висела люлька, привязанная к концу шеста. На лавке лежало ружьё. Изба освещалась лучиной. Обстановка была настолько удручающая, что наводила тоску. Нищета проглядывала во всём: в горьком от дыма воздухе, тряпье, брошенном на полу, в отсутствии необходимых продуктов. Кроме хлеба у лесника ничего нет. «Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету…» — говорит он охотнику.

У Бирюка было двое детей. Дочку звали Улита, было ей лет двенадцать. Младенец, который спал в люльке, наверно, был нездоров: он «дышал тяжело и скоро». Охотник узнал из разговора с Бирюком, что его жена сбежала с прохожим мещанином, оставив детей. Все заботы о доме и малыше легли на плечи Улиты, которая сама была ещё ребёнком.

Во время пребывания у лесника автор становится свидетелем поимки вора, рубившего дрова в барском лесу. Ситуация оказывается особенно трагичной потому, что этот мужик ворует дрова тоже не от хорошей жизни. Его семья с кучей ребятишек, задавленная налогами, голодает.

Черты характера

Встретившийся автору во время грозы лесник Фома получил прозвище «Бирюк» за нелюдимый и угрюмый характер. Слово «бирюк» означает «одинокий, угрюмый человек». Окрестные мужики лесника не любили за то, что он добросовестно выполнял свои обязанности, серьёзно относился к работе: охранял лес помещика.

Бирюка не могли ничем подкупить, «ни вином, ни деньгами». Справиться с ним также никому не удавалось. Он обладал недюжинной силой, и был чрезвычайно ловок. Крестьяне говорили о нём охотнику: «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не даётся».

Поэтому у охотника заочно было составлено мнение о Фоме Кузьмиче, как о человеке жёстком, с упрямым и непреклонным нравом.

Однако, встретившись с Бирюком, а потом, узнав о его житье, автор поменял своё мнение. А разразившийся конфликт между деревенским мужиком и Бирюком, укрепил писателя в неправильности суждений деревенских жителей о Фоме Кузьмиче.

На самом деле это был добрый, мягкий человек, который просто добросовестно выполнял свою работу, боясь потерять её. Должность лесника позволяла хоть как-то растить детей, не дать умереть им с голоду и давала пусть плохонькую, но крышу над головой.

Окрестные мужики винили в своих несчастьях такого же бедолагу, как они сами, не видя истинного виновника их бедствий — помещика.

Помимо доброты и добросовестности, Бирюк был отзывчивым, ответственным человеком. Он помог путнику, не бросил осиротевших без матери детей. Он, как может, ведёт своё бедное хозяйство, и у детей есть хотя бы хлеб и тёплый угол.

Портрет

Фома Кузьмич обладает примечательной внешностью. Это крупный, высокий прекрасно сложенный мужчина с чётко угадывавшейся под одеждой, развитой мускулатурой. Он похож на былинного богатыря, такой же сильный, плечистый и высокий. Лицом он также схож с русским богатырём. По самые глаза лицо заросло чёрной курчавой бородой, широкие брови и смелые карие глаза довершали мужественный облик. Голос у лесника был зычный, громкий, а слух острый (услышал за раскатами грома дальний стук топора).

Бирюк отлично ориентировался в лесу, и это неудивительно, ведь лес был его домом.

Бирюк и мужик

Охотнику пришлось стать свидетелем неприятной сцены, разыгравшейся в этот ненастный день. Мужик из деревни, воспользовавшись громом и шумом дождя, которые заглушают звуки топора, решил срубить в помещичьем лесу дерево, но Бирюк его поймал на месте преступления. Лесник отнял у вора топор и лошадь, и привел к себе в избу. Мужик долго упрашивал лесника отпустить его и вернуть лошадь, старался разжалобить, но Фома Кузьмич стоял на своём, говоря: «Воровать никому не след». Мужик разозлился и стал угрожать Бирюку: «А до тебя, погоди, доберёмся!» Охотник, видя всё это, хотел вступиться за мужика, но лесник его остановил. А потом схватил за шиворот мужика, вывел из избы и отправил домой, вернув топор и лошадь, пригрозив напоследок. Охотник был крайне удивлён и сказал  леснику: «…ты, я вижу, славный малый». Бирюк отпустил мужика, потому что ему стало жаль его голодных детей и жену. Но всё же было видно, что Фома не доволен собой, ведь он не исполнил свою обязанность. Лесник с досадой уклоняется от похвалы барина и просит его никому не говорить о том, что он отпустил мужика-вора.

Заключение

Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» отображает бесконечную терпимость русского мужика к своей доле. Он, сильный, здоровый, добрый человек вынужден жить в нищете, терпя ненависть к себе со стороны таких же несчастных, униженных людей. Тургенев, будучи, сам дворянского происхождения, встаёт на сторону народа, упрекая его угнетателей.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *