Рассказ «Бирюк» входит в сборник «Записки охотника», написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым в 40-х годах XIX в. Сборник содержит истории, раскрывающие «…высокие духовные качества русского крестьянства…» (В. Г. Белинский). Герой рассказа «Бирюк» — лесник, охраняющий лесные владения помещика. Характеристика образа Бирюка раскрывает такие качества русского человека, как доброта, честность, справедливость.
Содержание
Сюжет
Повествование ведётся от лица охотника. Когда повествователь возвращался с охоты началась сильная гроза. Охотнику ничего не остаётся делать, как остановиться в лесу, чтобы переждать её. Здесь происходит знакомство писателя с лесником, который предлагает переждать непогоду в его избе.
Это был мужик по прозвищу Бирюк. Звали Бирюка Фома Кузьмич. Он жил в убогой избе, в ней была одна комната. Из мебели в ней были только стол и лавка, да в середине избы висела люлька, привязанная к концу шеста. На лавке лежало ружьё. Изба освещалась лучиной. Обстановка была настолько удручающая, что наводила тоску. Нищета проглядывала во всём: в горьком от дыма воздухе, тряпье, брошенном на полу, в отсутствии необходимых продуктов. Кроме хлеба у лесника ничего нет. «Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету…» — говорит он охотнику.
У Бирюка было двое детей. Дочку звали Улита, было ей лет двенадцать. Младенец, который спал в люльке, наверно, был нездоров: он «дышал тяжело и скоро». Охотник узнал из разговора с Бирюком, что его жена сбежала с прохожим мещанином, оставив детей. Все заботы о доме и малыше легли на плечи Улиты, которая сама была ещё ребёнком.
Во время пребывания у лесника автор становится свидетелем поимки вора, рубившего дрова в барском лесу. Ситуация оказывается особенно трагичной потому, что этот мужик ворует дрова тоже не от хорошей жизни. Его семья с кучей ребятишек, задавленная налогами, голодает.
Черты характера
Встретившийся автору во время грозы лесник Фома получил прозвище «Бирюк» за нелюдимый и угрюмый характер. Слово «бирюк» означает «одинокий, угрюмый человек». Окрестные мужики лесника не любили за то, что он добросовестно выполнял свои обязанности, серьёзно относился к работе: охранял лес помещика.
Бирюка не могли ничем подкупить, «ни вином, ни деньгами». Справиться с ним также никому не удавалось. Он обладал недюжинной силой, и был чрезвычайно ловок. Крестьяне говорили о нём охотнику: «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не даётся».
Поэтому у охотника заочно было составлено мнение о Фоме Кузьмиче, как о человеке жёстком, с упрямым и непреклонным нравом.
Однако, встретившись с Бирюком, а потом, узнав о его житье, автор поменял своё мнение. А разразившийся конфликт между деревенским мужиком и Бирюком, укрепил писателя в неправильности суждений деревенских жителей о Фоме Кузьмиче.
На самом деле это был добрый, мягкий человек, который просто добросовестно выполнял свою работу, боясь потерять её. Должность лесника позволяла хоть как-то растить детей, не дать умереть им с голоду и давала пусть плохонькую, но крышу над головой.
Окрестные мужики винили в своих несчастьях такого же бедолагу, как они сами, не видя истинного виновника их бедствий — помещика.
Помимо доброты и добросовестности, Бирюк был отзывчивым, ответственным человеком. Он помог путнику, не бросил осиротевших без матери детей. Он, как может, ведёт своё бедное хозяйство, и у детей есть хотя бы хлеб и тёплый угол.
Портрет
Фома Кузьмич обладает примечательной внешностью. Это крупный, высокий прекрасно сложенный мужчина с чётко угадывавшейся под одеждой, развитой мускулатурой. Он похож на былинного богатыря, такой же сильный, плечистый и высокий. Лицом он также схож с русским богатырём. По самые глаза лицо заросло чёрной курчавой бородой, широкие брови и смелые карие глаза довершали мужественный облик. Голос у лесника был зычный, громкий, а слух острый (услышал за раскатами грома дальний стук топора).
Бирюк отлично ориентировался в лесу, и это неудивительно, ведь лес был его домом.
Бирюк и мужик
Охотнику пришлось стать свидетелем неприятной сцены, разыгравшейся в этот ненастный день. Мужик из деревни, воспользовавшись громом и шумом дождя, которые заглушают звуки топора, решил срубить в помещичьем лесу дерево, но Бирюк его поймал на месте преступления. Лесник отнял у вора топор и лошадь, и привел к себе в избу. Мужик долго упрашивал лесника отпустить его и вернуть лошадь, старался разжалобить, но Фома Кузьмич стоял на своём, говоря: «Воровать никому не след». Мужик разозлился и стал угрожать Бирюку: «А до тебя, погоди, доберёмся!» Охотник, видя всё это, хотел вступиться за мужика, но лесник его остановил. А потом схватил за шиворот мужика, вывел из избы и отправил домой, вернув топор и лошадь, пригрозив напоследок. Охотник был крайне удивлён и сказал леснику: «…ты, я вижу, славный малый». Бирюк отпустил мужика, потому что ему стало жаль его голодных детей и жену. Но всё же было видно, что Фома не доволен собой, ведь он не исполнил свою обязанность. Лесник с досадой уклоняется от похвалы барина и просит его никому не говорить о том, что он отпустил мужика-вора.
Заключение
Образ Бирюка в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» отображает бесконечную терпимость русского мужика к своей доле. Он, сильный, здоровый, добрый человек вынужден жить в нищете, терпя ненависть к себе со стороны таких же несчастных, униженных людей. Тургенев, будучи, сам дворянского происхождения, встаёт на сторону народа, упрекая его угнетателей.