Андрей Лебезятников («Преступление и наказание»)

Андрей Лебезятников — персонаж романа «Преступление и наказание», представитель так называемых «новых людей». Характеристика образа Лебезятникова показывает нам человека двуличного и лживого, у которого слова расходятся с поступками.

Кто такой Лебезятников

Андрей Лебезятников — молодой чиновник, который «где-то служит». Он небогат, у него почти никогда нет денег. Он старается быть в курсе всех «прогрессивных» идей и пытается их пропагандировать в обществе.

Уже внешний портрет персонажа говорит о его внутренней противоречивости и двуличии. Достоевский при его описании отмечает, что сердце у Лебезятникова было довольно мягкое, однако речь заносчивая и самоуверенная. При этом роста он был небольшого, и его заносчивая манера разговаривать придавала ему комичный облик.

Карикатура на прогрессивных людей

Лебезятников считает себя образованным человеком; при этом он даже не знает ни одного иностранного языка. Это уже достаточно явно характеризует его «образованность». Но дальше — больше. Лебезятников пытается пропагандировать прогрессивные и новаторские идеи, о которых он читал или слышал; но при этом настоящей сути этих идей он, судя по всему, не понимает, поэтому и извращает их самым ужасным образом. К примеру, он пропагандирует равенство полов, считает мужчину и женщину равными существами, однако на основе этого доказывает, что женщин можно бить. Он не признаёт традиционного брака, считая, что он сковывает свободу человека; но он, видимо, не понимает, что не всем подходит такой образ жизни, и каждый волен делать свой выбор сам.

Кроме того, Лебезятников нередко противоречит своим же идеям. Так, рассуждая о работе, он сначала говорит, что любой труд полезен для общества. Чуть позже он, однако, заявляет, что труд художников, писателей, поэтов совершенно бесполезен для общества, поэтому этим не стоит заниматься. Узнав о том, чем занимается Соня ради хоть какого-то заработка, он сначала пристаёт к ней и домогается, потом требует выселить её из дома «за непристойное поведение», а затем опять утверждает, что уважает её и считает её занятие (проституцию) смелым вызовом дремучим предрассудкам.

Его размышления о равенстве полов и о том, что женщин можно бить, на самом деле скрывают внутренний страх показаться «подкаблучником». Действительно, что скажут о нём окружающие, если он не будет сопротивляться женщине в драке?

Впрочем, иногда непоследовательность и двуличность Лебезятникова принимает некое положительное направление. Так, он проповедует идею о том, что сострадание вредно для общества, а бедным нельзя помогать просто так (раздавая милостыню). Но когда Лужин пытается ложно обвинить Соню в воровстве, он защищает её, а впоследствии ещё и помогает ей, когда она попадает в трудную ситуацию.

Лебезятников задумывался Достоевским как явная карикатура на персонажей Чернышевского. Герой даже пародирует их речь, разговаривает на те же темы, пропагандирует те же идеи (например, он рассуждает о коммунах). Нигилисты, которых так не любил Достоевский, должны были быть жёстко высмеяны. Однако в дальнейшем становится ясно, что писатель решил усложнить образ героя и отказался от прямолинейного высмеивания: Лебезятников обретает вполне благородные черты характера и совершает достойные поступки.

В доме Лебезятникова временно останавливается Лужин, приехавший в Петербург по делам. В молодом нигилисте Лужин видит вначале близкого себе человека. Лебезятников становится «молодым другом» Лужина. Однако впоследствии Лужин напрямую называет Лебезятникова дураком и советует ему «вылечить ум». Это говорит о том, что даже сугубо отрицательные персонажи не воспринимают Лебезятникова всерьёз. Персонаж оказывается просто глупым и безобидным человеком, у которого нет никакого «внутреннего стержня».

Лебезятников может совершать как благородные, так и дурные поступки; отдельные идеи, которые он пропагандирует, являются вполне правильными, но другие не выдерживают никакой критики. Нередко он совершает добро или зло, так сказать, по чистой случайности. Лебезятников склонен плыть по течению и поддаваться веяниям моды. Даже сторонником «прогрессивных идей» он стал только из-за того, что это модно среди молодёжи. Понятно, что он, скорее всего тут же откажется от своих идей, как только они «выйдут из моды».

Заключение

Образ Лебезятникова, таким образом, приведён Достоевским как пример человека «никакого», который во всём придерживается «модных веяний». Это явно карикатурный персонаж, герой памфлета, который впоследствии приобретает более глубокие и реалистические черты. Возможно, он выступает в романе и как антипод Разумихина — тоже молодого и прогрессивного человека, который, однако, верен своим идеям и не искажает их.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *