Анализ произведения Льва Николаевича Толстого «Хаджи-Мурат»

Анализ повести Льва Николаевича Толстого «Хаджи-Мурат»


За всю историю творческой деятельности нет такой темы, которую не осветил бы Лев Николаевич Толстой. Его выдающееся писательское мастерство и произведения до сих пор являются предметами споров, анализов и теорий рядовых читателей и литературоведов. Триумфом художественного метода Толстого по праву считается повесть «Хаджи-Мурат» о реальном историческом лице на фоне событий на Кавказе в середине 19 века.

История создания

В основе повести лежат исторические события времён Кавказской войны. История Хаджи-Мурата интересовала Толстого, который служил на Кавказе, читал литературу о горцах, общался с исследователями этой темы.

В 1896 году Лев Николаевич задумал написать произведение о Хаджи-Мурате, когда увидел сломанный репей, напомнивший ему наиба. Первые черновые наброски повести появились в этом же году. Позже писатель тщательно погрузился в изучение имеющейся информации о Хаджи-Мурате. В 1897–1898 гг. количество набросков увеличилось. Последующие три года в дневниках и записях Толстого не было никаких упоминаний о работе над повестью.

Внушительная часть повести «Хаджи-Мурат» была написана в 1902 году. Но Лев Николаевич решил добавить в своё произведение подробное описание царя Николая I, поэтому написание затянулось до 1904 года. Именно тогда повесть претерпела последние изменения.

По желанию Толстого повесть «Хаджи-Мурат» не опубликовали при жизни автора. Творение увидело свет лишь после смерти писателя в 1912 году с цензурной проработкой в России и в оригинальном виде в Берлине.

В 1917 году в России была опубликована версия повести без цензуры.

Жанр и направление

По всем известным признакам «Хаджи-Мурат» относится к жанру исторической повести:

  • Последовательность событий. Сюжет произведения о наибе Шамиля построен хроникально.
  • Нет интриги. Произведение отражает исторические события, итог которых уже известен.
  • Единство места и времени. Герои показаны в реалиях Кавказской войны.
  • Наличие второстепенных персонажей. В качестве таковых выступают, например, Садо, Бутлер, Лорис-Меликов и другие.
  • Изображение происходящего в жизни главного героя. В произведении отражены события, связанные с побегом Хаджи-Мурата.
  • Сосредоточение развития действий вокруг главного героя. Всё повествование творения Толстого связано с Хаджи-Муратом.
  • Основа повести — достоверность. Толстой обратился к реально происходившим событиям при написании «Хаджи-Мурата».

Направление повести «Хаджи-Мурат» — реализм, так как использованы образы существовавших в реальности людей через призму историчности.

Сюжет

Хаджи-Мурат скрывается от Шамиля у своего кунака Садо в чеченском ауле. Другие жители этого аула узнают об этом и собираются раскрыть имаму местонахождение наиба. Однако Хаджи-Мурат вовремя сбегает. Он переходит на сторону русских вместе с несколькими сторонниками, надеясь, что такой шаг обеспечит защиту и победу над Шамилем, который держит в плену его семью.

Русские уважают наиба, но всё же не могут всецело доверять ему, поэтому воспринимают его как пленника. По приказу Воронцова к Хаджи-Мурату прибывает адъютант Лорис-Меликов, чтобы записать историю наиба. Это позволяет узнать о событиях, предшествовавших побегу Хаджи-Мурата.

Воронцов обращается к военному министру Чернышёву через гонца. Главнокомандующий ожидает, что военный министр в точности передаст царю историю о произошедшем с Хаджи-Муратом. Но Чернышёв, пылая ненавистью к Воронцову, рассказывает Николаю I искажённую версию событий.

Пока русские бездействуют, Хаджи-Мурат получает от Шамиля послание, в котором тот обещает выколоть его сыну Юсуфу глаза, а его мать и жён отдать по аулам. Хаджи-Мурат вместе со сторонниками принимает решение бежать и самостоятельно поквитаться с Шамилем. Поднимается тревога, и очередной побег, уже от русских, у героя срывается. Получив ранение, Хаджи-Мурат погибает. Его голову отрубают и возят в назидание по всем аулам.

Краткое содержание повести «Хаджи-Мурат» тут.

Композиция

Толстой делит произведение на главы (их 25), что является вполне привычным структурно-художественным приёмом. Необычность повести заключена в использовании приёма «рассказ в рассказе». Хаджи-Мурат делится историей своей жизни с Лорис-Меликовым, при этом являясь героем нынешнего повествования.

Темы

  • Война. Толстой не оправдывает достижение цели любыми средствами. Ни кавказским жителям, ни русским война не нужна. Она бессмысленна для простого человека и не приносит ничего положительного. Используя жизни граждан, царь и его сторонники исполняют свои имперские желания по завоеванию территорий, но все они меркнут по сравнению с горем и смертями.
  • Храбрость. Хаджи-Мурат нашёл в себе силы пойти против Шамиля, а позже сбежать от русских ради спасения дорогих людей. Толстой показал его отвагу, переходящую в самопожертвование и включающую преданность идеалам, целям.
  • Ценность семьи. Хаджи-Мурат совершает все свои действия, опираясь на мысли о благополучии матери, жён, детей. Ему не страшны последствия для себя, потому что на первом месте у него близкие. Ради семьи Хаджи-Мурат бежит от Шамиля. Ради семьи главный герой готов лишиться жизни.
  • Быт кавказцев. Толстой продемонстрировал нравы кавказских народов со всех сторон, желая в очередной раз выразить своё несогласие с Кавказской войной. Лев Николаевич показал, что кавказцы не только суровы, но и благородны.
  • Выбор. На протяжении всего повествования Хаджи-Мурат стоит перед выбором между природной гордостью, желанием защитить близких и преданностью народу.
  • Природа. Толстой показывает великолепие кавказской природы на страницах повести «Хаджи-Мурат».

Идея

Основная мысль повести «Хаджи-Мурат» заключается в том, что люди должны нести ответственность за судьбы своих родных и за судьбу своего народа.

Толстой также стремился показать читателям бесполезность Кавказской войны и других подобных войн. Автор обратился к вдохновившей его истории Хаджи-Мурата, чтоб через неё осудить действия власти, думавшей не о потерях среди людей, а о собственных целях. Через эту же историю писатель снова затронул волновавшие его темы, описанные выше, и попытался вселить в умы читателей предостережение о повторении исторических ошибок.

Основные герои

Хаджи-Мурат — представитель коренного народа Кавказа, наиб Шамиля, отважный воин в борьбе против русских в Кавказской войне.

Шамиль — имам, предводитель кавказских горцев.

Михаил Семёнович Воронцов — главнокомандующий российскими войсками во время Кавказкой войны, стратег и дальновидный человек.

Николай I — российский император.

Александр Чернышёв — военный министр.

Чему учит

Повесть «Хаджи-Мурат» учит пониманию, кому выгодны военные действия. Война нужна власти, а не обычным людям, желающим сохранить жизни. Государство в идеальном представлении должно быть гарантом мира и спокойствия. Власть имущие должны стремиться к защите, а не нападению.

Учит повесть и силе духа, которую следует хранить в сердце в любой ситуации. На ней держится храбрость, осознание своих возможностей. Сила духа помогает мыслить здраво и расставлять приоритеты.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *