Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» показывает, насколько трагична судьба человека, оказавшегося не таким, как все, поправшего устои «домостроя». Героиня драмы — молодая женщина не смогла жить по заведённым порядкам в городе, где правят «самодуры». Она не только нарушила налаженные веками семейные правила, но и сама в этом призналась. Её героем оказался племянник одного из «столпов» города Калинова. Характеристика образа Бориса в драме «Гроза» помогает понять духовный мир Катерины, чистоту её души и невинность помыслов.
Содержание
Портрет
Борис появился в городе Калинов волею судьбы. Он оказался зависим от своего дяди, купца Дикого. Бабушка молодого человека составила на внука завещание, но по нравственным законам того времени, прописала в нём получение наследства только в случае почтительного отношения Бориса к своему дяде. Бабушка не могла предположить, что времена изменятся, и выражение «почтительное отношение» повернётся против внука, а Дикой этим очень выгодно воспользуется. Таким образом, все действия Бориса направлены на то, чтобы «не разозлить» дядю, потакать ему во всём, и получить наследство.
Борис — столичный франт. Он вырос и живёт в Москве. Одевается молодой человек соответственно московской моде, «с иголочки». У него правильная речь, он «порядочно образован». Москвич закончил Коммерческую академию. Родители Бориса ни в чём не отказывали сыну, заботились о нём и его сестре.
Молодой человек ненавидит город, в котором вынужден временно проживать, презирает самодура-дядю, перед которым приходится унижаться. Но он не готов расстаться с деньгами, поэтому вынужден терпеть и дядюшкины выходки, и провинциальный городишко вместе с его необразованными жителями.
Естественно, одетый «с иголочки», образованный Борис заметно отличается от всех жителей Калинова, возможно, поэтому обращает на себя внимание мечтательной Катерины, которая тоже понравилась москвичу.
Любовь молодой женщины ненадолго скрашивает вынужденное заточение Бориса в городе. Но приезд Тихона ставит под удар репутацию племянника Дикого, может спровоцировать конфликт с дядей. Плюс ко всему Катерина ведёт себя странно, стремится раскаяться в своём грехе. Поэтому Борис старается избегать встреч с ней.
Если же сравнивать обоих мужчин Катерины, то трудно сказать кто из них лучше: тот, кто прячется за маминой юбкой, потакает маменькиным капризам, а затем находит успокоение в выпивке. Или тот, который ради получения наследства готов пойти на унижение, терпя издевательства «самодура», проводя время в ненавистном городке.
Характер
Часто в характеристиках образа Бориса встречается мнение, что у молодого человека слабый характер. Будто бы поэтому он терпит издевательства дяди и из-за этого расстаётся с любимой женщиной. На самом деле нельзя прямо сказать, что молодой человек обладает слабым характером, он очень любит деньги, ради которых готов пойти на всё.
Катерину он совсем не любит. Она для него была кратковременным развлечением, которое скрашивало тоскливое пребывание московского повесы в скучном городке.
Борис — это человек, который боится ответственности, избирая более лёгкий способ решения своих проблем. Неспроста Островский пишет в ремарках, что Борис «порядочно образован». Этот человек не очень умён, если избрал единственный способ получения собственного наследства — угодничество сбесившемуся от своей безнаказанности купцу. В то время как мог попытаться оспорить завещание законным путём.
Про Бориса можно сказать, что он труслив. Он очень боится, что Катерина расскажет мужу и свекрови об их встречах, поэтому пытается заискивать перед Кабанихой и Тихоном, выйдя из толпы и раскланиваясь с ними.
Больше всего на свете Борис ценит комфорт. Об этом свидетельствует его манера одеваться. Об этом говорит его нежелание уехать с Катериной. Женщина была нужна ему только для кратковременных встреч. Он вовсе не готов соединить с ней судьбу, а тем более уехать с ней, и тем самым уже наверняка потерять наследство, комфорт и спокойствие.
Его раскаяние при последней встрече с Катериной ещё раз подтверждают несерьёзность его намерений. Возможно, она задела какие-то струны его души, но на место их встречи Борис приходит в тайне от неё, прощаясь, не видит нервного состояния Катерины. Даже в этот момент он думает, в первую очередь о себе, мечтая о силе и власти.
Заключение
Подводя итог характеристике Бориса, можно сказать, что это эгоистичный, безответственный, трусливый, меркантильный молодой человек, заботящийся только о своём благе и внешности, неспособный на сильные чувства. Образ Бориса подчёркивает трагизм пьесы в целом, и главной героини в частности, позволяет понять необходимость разрушения «домостроевских» порядков, невозможность существования власти «самодуров», калечащих души людей.
Характеристики всех героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» тут.