Характеристика Лужина из романа «Преступление и наказание»

Пётр Петрович Лужин из романа «Преступление и наказание»


Пётр Петрович Лужин — один из знаковых персонажей романа «Преступление и наказание». Характеристика образа Лужина показывает нам героя, который вместе со Свидригайловым представляет собой «кривозеркальное отражение» главного действующего лица — Родиона Раскольникова.

Кто такой Лужин

Пётр Петрович Лужин — обеспеченный дворянин, служащий адвокатом. Он дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, что ещё раз подтверждает его внутреннее «родство» с Аркадием Свидригайловым. Он хочет жениться на сестре Раскольникова Дуне (Авдотье Романовне), но получает решительный отказ. Его неоднократные встречи с Раскольниковым и его родственниками постоянно превращаются в ссору.

Когда умирает Мармеладов, Лужин пытается оговорить Соню — видимо, с тем, чтобы её потом «спасти». Он незаметно засовывает ей в карман купюру, а потом обвиняет её в воровстве. Однако Лужина быстро разоблачают и выгоняют.

Внешность и характер

Достоевский описывает внешность Лужина весьма подробно и ярко. С определённой иронией он описывает его блестящий костюм, моложавую и красивую внешность, касается каждой детали его одежды и причёски. Иронично это выглядит потому, что впоследствии оказывается, что за этой красивой и эффектной внешностью ничего нет — Лужина отличают полная душевная пустота и мрак.

Лужин имеет довольно высокий чин надворного советника. Этот чин давал в то время право на потомственное дворянство. К таким чиновникам принято было обращаться «ваше высокоблагородие». И здесь Достоевский тоже иронизирует, поскольку в душе и характере Лужина нет ничего ни «высокого», ни «благородного».

Лужин — человек «деловой». Его всецело интересуют карьера, деньги, общественное признание. Он — законченный эгоист, причём не скрывает этого. Прагматичность, недоверие к эмоциям, примитивная прямолинейность — ещё одни характерные черты Лужина.

Лужин считает себя «современным» человеком, представителем «нового мира»; он надеется, что новые порядки (видимо, имеется в виду зарождающийся в России капитализм) помогут решить все проблемы и привести его к окончательному успеху.

Лужин, Раскольников и Дуня

Лужин не случайно сопоставляется с главным героем — Родионом Раскольниковым. Внешне они как будто не имеют ничего общего: тот — бедный студент, а этот — богатый и успешный дворянин. Однако на деле Лужин оказывается этакой «тенью» Раскольникова. Он тоже имеет свою «теорию», и она в значительной степени напоминает «теорию» Раскольникова.

«Теория» Лужина состоит в том, что для достижения личного успеха все средства хороши. Ради этого можно пойти на любое преступление, даже убийство. Можно предавать, обманывать, нарушать уговор, если это «необходимо». При этом Лужин считает, что приводя к успеху себя, можно тем самым помочь и другим достичь успеха.

Отличие от концепции Раскольникова здесь только в том, что студент руководствуется высшими целями — избавлением мира от зла и несправедливости, наказанием злодеев. Помыслы Раскольникова бескорыстны. Однако Достоевский даёт понять, что «на выходе» и у Раскольникова, и у Лужина получается одно и то же — совершение преступления. Борясь с несправедливостью такими методами, Раскольников порождает ещё большую несправедливость.

Это замечает и сам Раскольников. Такие люди, как Лужин и Свидригайлов, вызывают у него отталкивающее впечатление, они ему ненавистны. Постепенно он видит в этих персонажах свои собственные отражения — и таким образом сам отказывается от своей «теории».

Лужин страстно хочет добиться расположения Дуни, но им руководит совсем не любовь, а собственные принципы. Он желает выбрать себе в жёны девушку благородную, образованную, красивую, но при этом бедную. Это ему нужно, чтобы эксплуатировать Авдотью Романовну и сделать её, по сути, своей рабыней. Он рассчитывает, что Дуня будет ему благодарна до конца своей жизни и позволит ему распоряжаться собой так, как он того захочет.

Прообразы Лужина

Лужин имеет сразу несколько прообразов. Самым главным из них является Павел Петрович Лыжин — стряпчий, у которого Достоевский неоднократно занимал деньги (и в конце концов не смог вернуть долг, из-за чего была проведена опись имущества писателя в пользу Лыжина). В ранних набросках романа Достоевский несколько раз называет своего героя именно Лыжиным. Павел Лыжин тоже некоторое время служил адвокатом и был известен своей изворотливостью и беспринципностью.

Ещё один прототип — Пётр Андреевич Карелин, муж сестры Достоевского. С ним писатель активно переписывался, при этом Карелин пытался уговорить его смотреть на вещи более трезво и отказаться от бесплодной мечтательности. За это Достоевский на него жутко обижался.

Наконец, третий прототип Лужина — сам Достоевский. В свои сорок пять лет он пытался свататься к молоденькой девушке. Этот эпизод своей жизни он и отразил в биографии Лужина.

Заключение

Образ Лужина демонстрирует характерного представителя тех «новых людей», которые приходили на смену старому русскому дворянству. Они отвергали классические традиции и моральные нормы и считали, что всего можно добиться исключительно с помощью денег.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *