Анализ произведения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»

Анализ сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был ярым борцом за справедливость, но свои взгляды предпочитал демонстрировать через сказочные сюжеты, иносказания и намёки. Благодаря этому цензура пропускала к печати его произведения. Сказка «Медведь на воеводстве», созданная будто бы для детей, содержала, однако, здравую оценку власти, истории и социального общества.

История создания

Во второй половине 19 века то в одном месте России, то в другом вспыхивали возмущения, мятежи, террористические акты, направленные против царской верхушки. Больше никто не мог терпеть явное неуважение к народу, замедленное развитие важных отраслей промышленности и устарелость российских законов. В борьбу вступил и Салтыков-Щедрин. Сделал он это с помощью иронии в сказке «Медведь на воеводстве», где постарался не просто высмеять царящие порядки, а найти их причину.

Первая попытка публикации сказки была в 1884 году. Часть сказки под названием «Топтыгин 1-й» напечатали в февральском номере журнала «Отечественные записки». Однако вскоре её по требованию цензуры вырезали оттуда. Планы Михаила Евграфовича о публикации двух последующих частей в мартовском номере журнала рухнули. Писатель понял, что в России цензура не позволит сказке увидеть свет, поэтому полную версию «Медведя на воеводстве» он издал в Женеве в 1886 году. Всё же в России произведение в то время тоже пользовалось спросом и неофициально читалось единомышленниками автора.

Жанр и направление


«Медведь на воеводстве» — это сказка, причём сказка сатирическая. В качестве подтверждения этого выступает торжественный сказочный зачин («Злодейства крупные и серьёзные нередко именуются блестящими…»), ирреальность происходящих событий, которые случаются с очеловеченными животными («…Лев произвёл его в майорский чин…послал его в дальний лес…внутренних супостатов усмирять»), гротескность («…забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»). Всё это сочетается с сатирическим наполнением.

Сказка «Медведь на воеводстве» является примером сочетания магического реализма с реализмом критическим. Критика власти выходит на первый план и с помощью антропоморфизмов, фантастики, злой насмешки обретает новое звучание.

Сюжет

Перед основными частями говорится о том, что на страницах истории оказываются только крупные злодеяния. Злодеяния же поменьше становятся насмешкой.

В первой части повествуется о служебных приключениях Топтыгина 1-го. Лев поручает ему управлять лесом и предотвращать нарушения. Топтыгин 1-й на месте решает отпраздновать именины, засыпает на поляне и просыпается от ощущения, что кто-то по нему ходит. Приняв медведя за гнилой чурбан, Чижик сел на Топтыгина 1-го. Не разобравшись в ситуации, воевода съедает птицу. Об этом узнают остальные жители леса и поднимают его на смех. Вместо обещанных больших кровопролитий, которые должны сделать их окрестность достойной истории, новый воевода совершил мелкую пакость. Топтыгин 1-й принимается творить более значительные бедствия, чтоб обелить имя. Но авторитет медведя уже не поддаётся изменению, и Лев видит в нём только пожирателя Чижика.

Во второй части речь ведётся о Топтыгине 2-м, которого Лев направил в другой лес. Этот воевода сразу берётся за крупные злодеяния. Портит настрой Топтыгина 2-го тот факт, что некий Магницкий почти всё уже разрушил. Медведь решает разворотить двор соседнего мужика. Там Топтыгина 2-го настигают мужики, сдирают с него шкуру и бросают в болото. Этот случай заставляет правительство упразднить деление на блестящие и мелкие злодейства и присвоить любому злу статус нежелательных.

В третьей части Топтыгин 3-й долго думает, как ему творить злодейства, не творя их. Об этом он советуется с Ослом, советником Льва, но тот отвечает уклончиво. Пока Топтыгин 3-й размышляет, всё в лесу идёт своим чередом, творится неблагополучное благополучие. Именно в этом медведь и увидел выход. Топтыгин 3-й ничего не делает, злодейства творятся в рамках разумного, а медведь выходит из берлоги лишь для сбора подати. Медведем восхищено правительство. Топтыгин 3-й растёт по карьерной лестнице, но затем погибает от рук мужиков-охотников.

Композиция

Сказка «Медведь на воеводстве» состоит из 3 частей, каждая из которых посвящена службе воеводой определённого медведя. Все они соединены общей начальной мыслью о блестящих злодеяниях. Главы о Топтыгиных показывают читателю различные итоги того или иного злодейства. Конечная мысль отсутствует. Мораль заключена в основном содержании.

Темы

  • Авторитарность власти. Правительство думает о себе, а не о благополучии народа. Каждый воевода стремится выслужиться перед Львом и Ослом. Это осмеивается, потому что управленцы должны быть слугами народа.
  • Неверные пути правления. Власть стремиться занять место на страницах истории недостойными методами, основанными на бедах и крови. Никто не задумывается о том, что добрыми поступками гораздо проще завоевать себе великое имя. Каждый воевода думал лишь о кровопролитии и неблагополучии, не пытаясь что-то создать, построить.
  • Сила народа. Чаша терпения обычных людей может переполниться от жестокого правления. Топтыгин 2-й перешёл границы власти и поплатился за это.
  • Ложь в истории. Историю пишут победители, а победителями являются беспощадные власть имущие. Следовательно, история пишется на крови, рисует жестокость, превозносит разрушения. Пока такой порядок существует, на управленческих должностях будут Львы, Ослы и Топтыгины.

Идея

Сказка «Медведь на воеводстве» создавалась с целью проявить пороки, которые присущи были верхушке власти. Вместо разумного правления, направленного на улучшение жизни народа, правители предпочитали продвигать на посты людей по знакомству, а не по заслугам, идти по первобытному пути кровожадной силы. Всё это разрушало институт власти, порождало революции, внушало неправильные ориентиры народу. Только по пути дипломатии, демократии, правды возможно создать великую страну и получить настоящее уважение от народа.

Основные герои

Топтыгин 1-й — воевода, совершивший «срамное» злодейство, то есть вместо крупного кровопролития совершил мелкий проступок. За это до конца жизни остался майором.

Топтыгин 2-й — воевода, совершивший слишком большое злодеяние. Из-за этого погиб.

Топтыгин 3-й — воевода, который стал наблюдателем творившегося зла. За это получил новое звание и признательность правительства.

Лев — царь, который не умеет ни мыслить, ни управлять лесом, но всё же является фигурой, уважаемой лесными обитателями.

Осёл — помощник Льва, считается мудрецом, но о правильном правлении знает не больше Льва.

Чему учит

Сказка «Медведь на воеводстве» учит читателей отстаивать свои права. Народная сила — великая сила. Если правительство не слышит народ, он сам должен бороться за свои интересы. От каждого человека зависит его благополучие. Не нужно надеяться на власть, которая ступила на дорогу насилия, чтобы подчинить несогласных с её политикой. Правильная политика — это не насилие по отношению к народу, недовольному действиями власти, а разумные преобразования, ведущие к улучшению жизни сограждан.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *