Характеристика образа Коробочки из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» поможет лучше понять эту героиню и те недостатки, которые она олицетворяет. Коробочку Чичиков встречает, когда сбивается с пути по дороге от Манилова к Собакевичу и ищет, где бы переночевать.
Содержание
Внешность и характер
Настасья Петровна Коробочка — вдова, её муж был коллежским секретарём. Из других родственников известно лишь о её сестре, которая живёт в Москве. Неизвестно, есть ли у героини дети.
Коробочка — женщина старая и больная. У неё постоянно болят разные части тела, кроме того, она жалуется на бессонницу.
Коробочка является мелкой помещицей, у которой всего восемьдесят крестьян в имении. Несмотря на небольшой размер хозяйства, оно приносит ей хороший доход, поскольку помещица торгует различной продукцией, которая производится её крестьянами: это мёд, пенька, перья, сало и др. Коробочка следит, чтобы всё в её доме и имении было опрятно и ухожено. Крестьяне у неё живут отнюдь не в самых плохих условиях, все заняты делом, никто не шатается праздно.
Вначале Коробочка производит впечатление недалёкой и глуповатой женщины, однако вскоре выясняется, что это очень умная, деловая и практичная хозяйка. Дела она ведёт явно лучше, чем все встреченные Чичиковым мужчины. Однако есть у неё и определённая слабость: она любит прибедняться. Коробочка постоянно жалуется, что у неё мало запасов, продукция плохого качества, деньги кончаются. На самом деле бережливость старухи такова, что у неё всего вдоволь. Деньги она раскладывает в небольшие мешочки, которые прячет по разным ящикам.
Скрытная и коварная помещица
Прибедняется и жалуется Коробочка лишь с одной целью: пробудить к себе жалость и поднять цену на свои товары. Когда представляется возможность продать «мёртвые души», она нисколько не удивляется и охотно идёт на сделку.
Интересно, что Коробочка одновременно верит в Бога и не верит в него, отдавая предпочтение народным верованиям — например, в домового. Она регулярно молится, а после молитвы раскладывает карты. Не будучи твёрдо уверена в существовании Бога, чёрта, домовых и других религиозно-мифологических сущностей, она как бы старается угодить одновременно всем, чтобы получить максимальную выгоду.
Умерших крестьян Коробочка старается представить самым лучшим образом. У каждого из них было какое-нибудь необычное прозвище, и все имена и прозвища она знает наизусть. Профессию, характер и даже причину смерти каждой «души» она тоже прекрасно помнит. Помещица много рассказывает Чичикову о своих «мёртвых душах», так что они у неё кажутся самыми «живыми» по сравнению с крестьянами других встреченных Чичиковым помещиков. Разумеется, Коробочка это делает для того, чтобы подороже продать умерших.
Порочность Коробочки
Казалось бы, Коробочка должна производить положительное, приятное впечатление. Однако этого не происходит. Бережливость и накопительство помещицы не имеют никакого смысла; её жизнь скучна и однообразна. Несмотря на скопленные богатства, в хозяйстве Коробочки всё очень скромно. Это выражается и внешне: так, вокруг помещицы постоянно кружится много мух, что символизирует душевный застой.
Коробочка — женщина достаточно простая, провинциальная; однако своими манерами она напоминает чопорных столичных дам, которые тоже не вызывают симпатии у автора. Она слишком много заботится о внешнем лоске, чистоте, приличном облике, но совершенно забывает о внутренних качествах. Она, можно сказать, ничего не чувствует и имеет слабое представление о том, чем живёт мир вокруг неё.
По словам Гоголя, таких женщин, как Коробочка, очень много в России, так что она является довольно типичным персонажем. Коробочка настолько закостенела в своей порочности, что её совершенно невозможно изменить. Смерть её души, наверное, проявляется в произведении ярче всего.
С другой стороны, недостатки Коробочки являются, так сказать, гипертрофированными достоинствами. Ведь бережливость сама по себе является вполне положительным и полезным качеством человека. Бережливость позволяет наладить хозяйство, получить максимальный результат из скромных средств. Помещица только забыла, что деньги и материальные богатства вообще не должны быть конечной целью существования.
Заключение
Образ Коробочки наглядно показывает опасность патологического накопительства. Этот порок, как оказалось, вполне может развиться у достаточно умных и толковых людей. Вместе с тем Коробочка — одна из представительниц тех новых людей, которые стали появляться в России в середине девятнадцатого века в связи с развитием капиталистических отношений. Николай Гоголь был противником новых экономических интересов и видел в их представителях одни лишь недостатки.