Характеристика мастера из романа «Мастер и Маргарита»

Мастер («Мастер и Маргарита»)

Мастер — один из центральных персонажей булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа мастера до сих пор остаётся в некотором смысле загадочной, как и всё произведение в целом.

Кто такой мастер

Настоящее имя мастера остаётся неизвестным. В романе, кроме того, его прозвище всегда пишется со строчной буквы. Мастер — житель Москвы, он образованный человек, историк, знаток нескольких иностранных языков. Его мечтой было написать роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри (персонаж, основанный на мифическом Иисусе Христе). Однажды эта мечта сбылась: мастер выиграл большую сумму в лотерее и благодаря этому смог начать писать.

Однако профессиональные литераторы жёстко раскритиковали роман мастера. Стали травить и его самого. Постепенно мастер сходит из-за этого с ума и однажды от отчаяния сжигает своё произведение. Травля возымела и другие последствия: один из знакомых мастера — Алоизий Могарыч решил написать на него ложный донос, чтобы приобрести его квартиру.

Расследование не доказало вину мастера и он был освобождён. Но квартира всё же отошла Могарычу. Оставшись без жилья, денег и смысла существования, он вынужден был найти покой в клинике для душевнобольных. Однако подоспело неожиданное спасение. Сюжетом его романа заинтересовался Воланд. Он вернул сожжённые рукописи мастеру, а также предоставил ему место вечного покоя; туда же отправилась и его возлюбленная — Маргарита.

В чём трагедия мастера?

Мастер — фигура глубоко трагическая. Это человек, который стал заложником тоталитарной системы и лишился возможности писать и говорить то, что он думает. При этом гонения на мастера осуществляло, в сущности, всё общество, включая его близких, друзей, коллег по перу. Мастер хотел говорить правду, однако окружающие не желали её слышать. «Много знающий и понимающий» мастер оказался человеком, неугодным системе.

Жизнь мастера представляет собой постепенное угасание. Вначале он — представитель элиты общества, образованный человек, учёный, преподаватель, литератор. Постепенно он теряет всё, включая крышу над головой, и заканчивает свои дни в психиатрической клинике.

Своеобразным отражением судьбы мастера становится и его роман. Его герой Иешуа Га-Ноцри имеет сходство с Христом, однако существенно от него отличается; по-видимому, Булгаков использовал апокрифические сочинения «евангельских времён», которые заметно отличаются от трактовки событий мифической истории, принятой в канонических «евангелиях».

Возможные прообразы мастера

Столь глубокий и трагический персонаж, как мастер, наверняка имел прообраз в реальной действительности. Существуют несколько кандидатов на роль прообраза мастера. Одним из них является сам Михаил Булгаков. Ведь он сам сжёг первый вариант своего романа, а потом написал его заново, при этом понимая, что опубликовать его в сталинском Советском Союзе будет почти нереально. Кстати, «вождь» весьма неожиданно отреагировал на роман — он ему понравился.

Ещё один возможный прототип — Алексей Фёдорович Лосев, знаменитый советский философ. Это был православный религиозный мыслитель, который за свои убеждения подвергался травле. Тем не менее, он первое время не отступался от своих принципов и вместе с женой тайно принял монашеский постриг. После того, как он некоторое время отсидел в ГУЛАГе, он внезапно стал писать в другом ключе — марксистско-ленинском (хотя до этого категорически отвергал марксизм), а также писал хвалебные отзывы о товарище Сталине. Только после смерти Сталина Лосев возобновил работы в прежнем направлении.

На Лосева указывают некоторые внешние атрибуты мастера. Так, он носил чёрную шапочку, которая традиционно воспринималась как университетский головной убор, однако могла быть и монашеской скуфьёй — отличительной чертой Лосева. Чёрная шапочка была единственным элементом монашеского «мундира», которую позволял себе носить Лосев, являвшийся своеобразным «монахом в миру».

В числе прототипов мастера называли и Максима Горького, который заслужил репутацию «пролетарского писателя номер один».

Литературовед Альфред Барков считал, что прозвище «мастер» герой получил не случайно. В те годы так принято было называть писателей, которые готовы были отречься от собственных убеждений и создавать произведения, угодные системе. Собственно, у булгаковского героя был такой выбор, но он на него не пошёл. Свой роман он сжёг, но послушным орудием пропаганды не стал, предпочитая отправиться в психиатрическую больницу.

Заключение

Образ мастера показывает нам человека, который оказался отвергнутым в реальном, земном мире, но был принят в «мире ином». Своим гениальным произведением мастер очаровал «самого дьявола», который фактически стал его другом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *