Анализ произведения Андрея Платонова «Неизвестный цветок»

Анализ сказки Андрея Платонова «Неизвестный цветок»


Сказка Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» повествует о неимоверной силе, мужестве и терпении цветка, которому суждено было появиться на свет на каменистом пустыре.

История создания

Андрей Платонов в последние годы своей жизни написал много произведений для детей. Сказка «Неизвестный цветок», написанная в 1950 году, за год до смерти писателя, стала своеобразным завещанием для его маленькой дочери Маши, попыткой оставить о себе след, воспоминания. И ведь не зря цветок в сказке борется за собственную жизнь — так и Платонов боролся со своей болезнью — туберкулёзом.

Жанр и направление

О жанре произведения говорил ещё сам писатель. Несмотря на то, что из-за маленького объёма и понимания эпохи, в которой события происходят, произведение можно отнести к жанру рассказа, сам автор считал произведение сказкой-былью, и это мнение можно считать самым авторитетным. В подтверждение слов прозаика можно упомянуть и то, что в произведении присутствуют черты, присущие сказки-были:

  • наличие зачина;
  • наличие поучительной мысли;
  • фантастические элементы.

Произведение это можно отнести к литературному направлению реализм, но с элементами фантастики.

Сюжет

На пустыре, состоящем из камня и глины, из семечка, занесённого ветром, стал расти неизвестный цветок. Чтобы выжить в таком месте, он стал трудится. Цветок останавливал листьями ветер, приносящий с плодородной земли пылинки, в которых была для него пища. Чтобы пылинки поникли к корням, растение стало собирать по ночам росу на листьях. Роса падала и увлажняла пылинки.

Однажды мимо пустыря шла Даша, девочка из пионерского лагеря. Она почувствовала чудесный запах и подошла к неизвестному цветку. На следующий день девочка привела к цветку своих друзей. Они решили удобрить глину на пустыре, чтобы цветку жилось лучше, и четыре дня возили туда на тачках навоз и золу.

На следующее лето Даша приехала в тот же лагерь и пошла навестить цветок, и увидела вместо глинистого пустыря чудесный луг. Но цветка она не нашла, так как он осенью он умер. Даша заметила цветок, очень похожий на тот, который она искала. Он тоже вырос из середины стеснившихся камней. Этот цветок был сильнее своего отца, ведь он рос в камне. Девочке показалось, что этот мужественный, терпеливый цветок своим благоуханием звал её.

Краткое содержание сказки «Неизвестный цветок» тут.

Композиция

Композиция произведения завязана на цикличности.

  • Экспозиция — описание того, как и где зародился цветок; как он выживал, трудился.
  • Завязка — момент встречи девочки Даши с цветком, её помощь в облагораживании пустыря.
  • Кульминация — Даша приходит на пустырь следующим летом и обнаруживает то, как он изменился, но не находит прошлогоднего цветка.
  • Развязка — Даша обнаруживает новый цветок — такой же, как и предыдущий, и даже ещё лучше.

Так автор пытается показать читателю цикличность и непрерывность жизни.

Темы

Темы сказки-были «Неизвестный цветок»:

  • Цикличность жизни.
  • Борьба за жизнь.
  • Целеустремлённость.
  • Доброта.

Идея

Основная мысль сказки «Неизвестный цветок» заключается в том, что все трудности жизни можно преодолеть с помощью силы воли и характера, терпения, упорства и труда. Автор призывает ни в коем случае не сдаваться и всегда бороться за свою жизнь, потому что ценнее жизни нет ничего.

Цветок несмотря ни на что борется за собственную жизнь, работает без отдыха, хотя давным-давно мог сдаться и умереть. Но нет, он продолжает бороться. И его целеустремлённая борьба даёт свои плоды — пионеры помогают сделать пустырь комфортнее, дают ему передышку от борьбы. Кроме того, благодаря тому, что о растении узнали и пустырь облагородили, в следующем году пустырь становится домом для многих других растений — в том числе и для такого же борца, как самый первый цветок. Доброта ребят становится очень важным событием не только для неизвестного цветка, но и для всех растений и живых существ, которые заселят пустырь позднее.

Основные герои

Цветок — появившееся из семечка на каменном пустыре растение; всю жизнь цветок боролся с условиями, в которых рос, чтобы выжить.

Девочка Даша — пионерка, добрая девочка, решившая помочь цветку.

Пионеры — друзья Даши.

Чему учит

Сказка Платонова учит читателя идти к своим целям несмотря на все трудности, которые ждут его на пути. Быть сильным духом, терпеливым и, самое главное, — не впадать в отчаяние. Цветок ценил жизнь больше всего, пусть даже и был слеп и не мог видеть окружающий мир, пусть даже никого рядом с ним не было и рос он совсем один. И его стремление и желание жить, его сила духа, его труд и упорство помогли ему пережить даже самые тяжёлые времена.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *