Характеристика Желткова из повести «Гранатовый браслет»

Желтков («Гранатовый браслет»)

Характеристика образа Желткова важна для понимания сути конфликта в повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Главной героиней является замужняя женщина, княгиня Вера Николаевна, которой Желтков шлет любовные письма. Однажды с такой весточкой он присылает ей дорогой подарок — браслет. Подарок вкупе с письмами запускают череду событий, перемен и пересудов в жизни Веры и её окружения. Желтков раскрывается в письмах и через отношение к нему других героев.

Имя, возраст, внешность

Ни об имени, ни о возрасте не даётся точных сведений. Желтков описан как мужчина тридцати – тридцати пяти лет. В конце писем он не подписывается, а ставит инициалы — Г. С. Ж. Если исходить из них, то его предположительно звали Георгием либо Григорием.

Бледен, худ, выглядит больным. Голубоглазый, высокий, с рыжеватыми усами на нежном лице. У него была привычка нервно теребить пуговицы пиджачка своими худыми, нервными пальами. Говорил тихо, почти не разобрать слов.

Род занятий, увлечения

Он небогатый чиновник, в чем сам признаётся. Потому выбранный им подарок на именины Веры Николаевны особенно ценен. Желтков служит в контрольной палате. На чиновничью службу указывает язык — он использует канцелярский стиль: обращение к Вере по всей форме, включая ее статус княгини, слова «осмеливаюсь препроводить», «верноподданническое» и тому подобное.

На маленькую зарплату Желткова указывают и условия проживания. Он восемь лет снимал квартиру у женщины, указана улица, где находится жильё, — Лютеранская. В подъезде грязь, темнота, неприятная смесь запахов — жилище весьма и весьма скромное. Комната чиновника маленькая, едва освещённая, похожая на кают-компанию грузового корабля.

Желтков ценит хорошую музыку. Он упоминает сонату Бетховена, называя её лучшей.

Характер

Желтков неуравновешен, нервозен, на что указывает его поведение. Знакомые признают за ним благородство, порядочность, честность. Это проявляется в том, что он не настаивает на встрече с замужней дамой, ведет себя пристойно, не скрывая своих чувств. Вместе с тем, такое поведение подтверждает его нерешительность, ведь он имел шанс познакомиться с Верой до её замужества. Выражает свою неуверенность на бумаге: извиняется за длинное и ненужное письмо.

Желтков — педант и аккуратист. У него каллиграфический почерк, без помарок. Мелкий почерк также указывает на его чиновничью профессию (они много и часто пишут по роду службы, поэтому важно писать разборчиво и беречь бумагу), на неуверенность в себе и на ранимость его натуры.

Он приверженец минимализма, потому в его комнате мало мебели — как из-за недостатка финансов, так и для своего душевного комфорта. Не привык делать широких жестов: преподнесенный подарок Вере — не только знак внимания, желание порадовать даму сердца чем-то дорогим для него, но и серьёзный поступок, выход из зоны комфорта.

По его признанию, у него нет вкуса. Желтков заточен на выполнение однообразных действий, что хорошо подходит для службы, однако совершенно мешает ему в личной жизни.

Любовь к Вере

Желтков раскрывается через чувства к Вере, через то, как он к ней обращается и отзывается, какой преподносит подарок. Он пишет о браслете для неё как о сокровище, передававшемся из поколения в поколение, как о некоем чуде-артефакте, который бережёт свою владелицу от тяжёлых дум. Это указывает на то, что Желтков заботится о Вере и относится к ней со всей теплотой и искренностью. Для него браслет — не просто украшение, а гораздо более весомая нематериальная  ценность.

Он влюблён в Веру Николаевну восемь лет. Для него нет никого лучше этой женщины, все его устремления и увлечения посвящены ей одной. Для Желткова любовь — награда от Бога. Ранее он пробовал через письма обратить на свою любовь внимание Веры, но получил отказ и затих на время. Теперь письма возобновились, вместе с браслетом, видимо, за прошедшие годы он только сильнее убедился в своих чувствах к Вере, в том, что не представляет жизни без неё.

Она и её окружение воспринимают его как сумасшедшего преследователя, не понимая и не принимая искренних порывов героя.

Навсегда лишившись возможности хоть изредка видеть любимую женщину, Желтков теряет смысл жизни. Ему не остаётся ничего другого, кроме смерти. Это — второй его серьёзный поступок на протяжении повести. Сделал шаг навстречу любви, а потом шаг от нелюбви.

Большая любовь маленького человека

Образ Желткова является примером образа маленького человека или человека в футляре, которому неподвластна собственная судьба. Он не решился переменить тактику для завоевания сердца Веры, когда у него была возможность и Вера была ещё не замужем, не стал ничего предпринимать и после. Его образ заключает в себе черты безответной и чистой любви. Даже перед смертью, в которой виновата она (из-за её просьбы прекратить всю эту историю Желтков и решился на самоубийство), он не винит любимую, а напротив, обожествляет ее: «Да святится имя Твое».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *