Характеристика Петьки из рассказа «Петька на даче»

Петька («Петька на даче»)

Были времена, когда маленьким детям приходилось работать. Им было тяжело, выходных не было, обращались с ними чересчур строго. Понять эту трудную жизнь может помочь характеристика образа Петьки из рассказа Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче».

Кто такой Петька

Петька — худенький веснушчатый мальчик, который работает в парикмахерской уже три года. Из всех работников он там самый маленький — ему всего десять лет.

Как относятся к Петьке другие персонажи

Парикмахер Осип Абрамович обращается с Петькой строго, резко кричит ему: «Мальчик, воды!»

Подмастерья Прокопий и Михайла тоже нещадно гоняют этого мальчика и, если тот недостаточно быстро выполнил распоряжение, грозят: «Вот погоди!»

Николка, который на три года старше Петьки, относится к нему хорошо: беседует с ним, учит разным стрижкам.

Жизнь в парикмахерской

Район, где работал Петька, был неблагополучный. На скамейках сидели усталые люди в грязной одежде. Многие из них были пьяны и вели себя развратно, ругались и дрались.

Условия труда были тяжёлые — парикмахерская пропитана «скучным запахом дешёвых духов» и полна надоедливых мух. Выходных у мальчика не было. От накопившейся усталости он был сонным, невнимательным и иногда не слышал приказов парикмахера. Петька худел, на голове у него появились струпья, под носом и возле сонных глаз прорезались морщинки.

Когда мальчика навещала мама, кухарка Надежда, он просил её взять его из парикмахерской в другое место.

Путешествие на дачу

Как-то раз парикмахер Осип Абрамович разрешил Петькиной маме забрать сына на дачу тех господ, у которых она работала. Мальчик очень обрадовался и стал торопить маму поскорее завершить разговор с парикмахером.

Ехать в поезде Петьке было очень интересно. Он с радостью смотрел в окно на лес, который был так далеко, что казался травкой, на удивительно ясное и широкое небо, на зеркальную гладь реки и кочковатую равнину, на краю которой виднелись серенькие домики. Мальчик стал бодрым и весёлым, с его лица исчезли морщинки, и он стал выглядеть здоровым.

Петькина жизнь на даче была полна эмоций. Гуляя по опушке и лесистому берегу пруда, он чутко ощущал природу — то улыбался ей, то немножко боялся с непривычки. Петьке было хорошо. Через два дня он подружился с гимназистом Митей. Мальчики стали купаться в пруду, исследовать развалины дворца, лазать на его заросшую деревьями крышу и играть в разные игры.

Жить на даче Петьке очень нравилось. Он поправился и совсем забыл о прежней тяжёлой жизни в парикмахерской.

Возвращение на работу

Однажды Петькиной маме пришло письмо. В нём Осип Абрамович требовал вернуть Петьку в парикмахерскую, потому что заболел подмастерье Прокопий и парикмахеру теперь не хватает работника.

Осознав, что ему предстоит снова надолго погрузиться в тяжёлое и унылое существование в парикмахерской, Петька громко закричал и стал кататься по земле. Ему было очень плохо.

По пути в город мальчик уже не интересовался пейзажами за окном, а был грустный и тихий. На его лице снова появились морщинки и глаза стали сонливыми и апатичными.

И началась у Петьки та же тяжёлая жизнь, что была до путешествия на дачу. От счастливой жизни у мальчика остались одни воспоминания.

Характер Петьки

Когда мальчик занимался однообразной и изнуряющей работой в парикмахерской, он был сонным, невнимательным и безразличным ко всему. Даже когда его мама приносила сласти, он ел их без охоты.

Но как только Петька очутился на воле, он стал весёлым, общительным и любознательным. Мир становится ему очень интересным. Он наблюдает за лесом, небом, рекой, легко сходится с гимназистом Митей, купается с ним в пруду, лазает по развалинам дворца, играет.

Известие о том, что нужно возвращаться на работу в парикмахерскую Петька перенёс тяжело. У него случился нервный срыв, он кричал и катался по земле. Но потом он стал сонливым и апатичным и оживлялся только тогда, когда рассказывал о своей счастливой жизни на даче Николке.

Заключение

Образ Петьки из рассказа Леонида Николаевича Андреева заставляет задуматься о том, что однообразный труд на протяжении многих дней очень тяжёл для людей, и особенно для детей. Для того чтобы дети были здоровые и счастливые, им надо часто быть на природе и много играть. Трудиться детям полезно, но в меру, чтобы работа была им в радость. Взрослые, обучая детей ремеслу, должны относиться к ним по-доброму. Условия труда должны быть полезными для здоровья детей. Работать нужно на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, а не в «парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи». Как только ребёнок устал и потерял интерес к работе ему нужно хорошо отдохнуть — например, поиграть, погулять, послушать сказки, поесть, поспать. Вновь приступать к работе нужно только после того, как у ребёнка появится желание трудиться.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *