Коровьев — один из значимых персонажей романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Коровьева полна загадок, некоторые из которых до сих пор не «расшифрованы». Вероятно, это один из самых странных персонажей произведения.
Содержание
Кто такой Коровьев-Фагот
Коровьев, именуемый также Фаготом, является представителем свиты Воланда. Это достаточно молодой человек, который представляется окружающим то бывшим регентом церковного хора, то переводчиком при «знатном иностранце». Коровьев имеет высокий рост, но при этом очень худой. Внешний вид Коровьева на первый взгляд кажется аккуратным и элегантным, но очень скоро становится заметно, что это не так: у него очень странное лицо, глаза выдают большого любителя выпить, а одежда грязная и неаккуратная.
В конце романа Фагот предстаёт в своём истинном обличье: это тёмно-фиолетовый рыцарь, вечно мрачный, при этом он обречён вечно шутить, и наказание это ему досталось за неудачную шутку о Свете и Тьме.
Роль в романе
Коровьев-Фагот — верный и услужливый член свиты Воланда. Он встречает гостей на «дьявольском балу», а затем подаёт Воланду чашу с кровью барона Майгеля. Много места в романе отведено «похождениям» Коровьева. Так, именно он отправил Берлиоза к злополучному турникету, где тот попал под трамвай; Фагот пытается запутать Бездомного, погнавшегося за свитой; даёт Босому, председателю жилтоварищества, взятку рублями, которые потом чудесным образом превращаются в доллары; вместе с котом Бегемотом он поджигает Торгсин и дом Грибоедова.
Значения имён
Одно из имён персонажа — Фагот. Возможно, оно образовано от названия одноимённого духового инструмента, изобретённого итальянским монахом Афранио; следовательно, имя намекает на Афрания — начальника тайной стражи при Понтии Пилате. Внешне персонаж также напоминает упомянутый духовой инструмент — он такой же высокий и худой. Имя также может намекать на то, что персонаж когда-то служил певчим в ангельском хоре. Некоторые видят связь имени со Скалозубом из «Горя от ума» Грибоедова: Чацким он характеризовался как «хрипун, удавленник, фагот».
Коровьев — фамилия, которую он называет в начале романа в беседе с людьми. Она тоже имеет глубокое символическое наполнение. Есть вероятность, что она, как и имена других членов свиты Воланда, происходит из иврита, в котором «каров» означает «приближённый». Другие исследователи считают, что фамилия образовалась от имени древнеегипетского бога Хора (Гора), который, согласно мифологии, сражался с Сетом (прообразом сатаны). Также мифология сопоставляет египетских богов с планетами Солнечной системы; Хор соответствует Марсу, а Сет — Сатурну. Обе планеты находятся в «тёмной стороне» от Солнца, то есть от верховного бога Ра. Именно поэтому Коровьев в романе служит «сатане».
Прототипы Коровьева-Фагота
Широкую дискуссию вызывает и существование возможных прототипов персонажа. В качестве одного из прообразов называют Коровкина из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Внешне оба персонажа совершенно не похожи друг на друга — Коровкин полный, низкорослый и широкоплечий; однако значительное сходство имеют характеры, манера одеваться и разговаривать.
Ещё один возможный прообраз — слесарь-сантехник Агеич, супруг домработницы Булгаковых. Когда он напивался, он вспоминал, как в молодости пел в церковном хоре, и иногда в пьяном виде начинал петь псалмы, при этом выгнать из квартиры его было невозможно.
Ещё два прообраза — Самсон Карраско, рыцарь из произведения о Дон Кихоте, и рыцарь Фалькенштейн. С них мог быть списан рыцарь-Фагот, поскольку оба они были наказаны: Самсон – за насмешку над предсказанием о собственной смерти, а Фалькенштейн — за неверие в существование демонов.
Некоторые исследователи даже указывают на связь персонажей романа с другим произведением — «Золотой телёнок». В этом случае Коровьев — это Паниковский, Азазелло — Шура Балаганов, а Бегемот — Козлевич.
Заключение
Образ Коровьева — это пример «двойственной» личности. Внешне он кажется весёлым шутом и беззаботным пьяницей, однако его истинный образ — мрачный рыцарь, вынужденный вечно скитаться и веселиться в наказание за неудачную шутку. Эта «неудачная шутка» оказалась следствием его неверия. Впоследствии за то же самое он наказывает людей: именно таким образом, в частности, был наказан Берлиоз.
«Земной» Коровьев производит отталкивающее впечатление, внешне напоминая мелкого уголовника, уличного мошенника: он носит характерный картуз и клетчатые штаны. И при этом он является ближайшим слугой и товарищем Воланда, имеющего внешность солидного господина, одетого в строгий и элегантный костюм. Коровьев служит «сатане», однако на самом деле Воланд и его свита лишь наказывают злодеев и наблюдают, как люди добровольно совершают скверные поступки.