Характеристика Дон Кихота из романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Дон Кихот («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)

В начале 17 века, когда рыцарей уже не было, в Испании выходили целые циклы литературных произведений об их приключениях. Историки насчитывают более 100 таких произведений, которые были написаны на рубеже 16 и 17 веков. Причём такими романами увлекались все слои общества. Многие  литературные критики того времени отрицательно высказывались по поводу произведений о прошлом страны, где рыцари выставлялись как посмешище.

Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра в своём знаменитом романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» показал пародию на рыцарские романы. Характеристика образа Дон Кихота, главного героя романа Сервантеса — тоже  пародия на героев таких книг. Этот человек наряду с комическим безумием отличается высокой мудростью гуманиста, желающего защищать угнетённых и бороться против общественной несправедливости. Отсюда и двойственность характеристики образа Дон Кихота.

Происхождение, описание внешности, характер

Дон Кихот — бедный испанский дворянин. Ему около 50 лет, живёт он в деревне. У него есть племянница и двое слуг. Герой очень худощавый, но крепкого сложения. Был он заядлым охотником, но однажды у него появилось новое увлечение: стал запоем читать книги о рыцарских походах. Он так увлечённо их читает, что в итоге начинает думать, что он тоже участник книжных событий.

В обычной же жизни герой романа — обычный дворянин, у которого захудалое поместье и нет денег. Но, наверное, Дон Кихоту не хочется быть таким. В его воображении постоянно появляются все новые и новые картины подвигов. Мечта героя — восстановить в мире справедливость. Он мечтает о посвящении в рыцари, о подвигах и приключениях.

Противоречивость характера Дон Кихота состоит в том, что, с одной стороны, этот герой — воплощение добра, человечности, а с другой — это наивный безумец, который начитался рыцарских романов и лишился чувства реальности.

Странствующий рыцарь

Настоящее имя Дон Кихота — Алонсо Кихано. Он назвал себя Дон Кихотом Ламанчским, так как жил в местечке Ламанча. К его рыцарскому имени позднее добавляется прозвище Рыцарь печального образа.

Своего тощего коня Дон Кихот назвал Россинантом. Прекрасной дамой сердца у него стала скотница из соседней деревни, которую фантазия героя превратила в Дульсинею Тобосскую.

Образ безумного рыцаря уравновешивается поведением его слуги — Санчо Панса.  Верный оруженосец искренне восхищен своим господином, он думает, что тот не может поступать иначе. Слуга видит, что его хозяин настоящий альтруист, ему ничего не нужно от других, в нём нет алчности.

Дон Кихот честно стремится к тому, чтобы стать идеальным рыцарем в его понимании, он хочет стать таким же храбрым и мужественным героем, о каких читал в романах. Но он совсем не учитывает влияние среды, которая его окружает. Дон Кихот и подумать не может, что все эти произведения о великих рыцарях всего лишь выдумка.

Больше всего главный герой романа Сервантеса хочет, чтобы везде торжествовала справедливость, а он мог дарить добро людям. Но, как известно, «один в поле не воин». Романтичный Дон Кихот в одиночку не может изменить совсем ничего, хотя готов для восстановления справедливости жертвовать всем, даже своей жизнью. В рамках его идеологии он герой, в рамках реальности — чудак, дерущийся с ветряными мельницами.

«Подвиги» Дон Кихота

Герой наивно думает, что он сможет с помощью копья и меча восстановить в мире справедливость. Но «рыцарские подвиги» Дон Кихота — это, скорее всего, причуды героя, а не реальные подвиги.

Примеры «подвигов» героя: бой с ветряными мельницами (они казались ему великанами); «подвиг» в честь Дульсинеи Тобосской (преградил дорогу купцам и призвал признать эту даму самой прекрасной в мире); спас пастушка от побоев хозяина (но после ухода Дон Кихота мальчик был побит ещё больше); освободил каторжников (а они его забросали камнями); хотел изрубить львов (но те не вышли из клетки), после этого Дон Кихот стал себя называть Рыцарем Львов.

Добрые намерения Дон Кихота, совершающего эти «подвиги», не осуществляются, потому что он наивен, доверчив, не знает жизни, людей. Ни в одном из своих «подвигов» герою не удалось искоренить зло и несправедливость.

Все злополучные «подвиги» Дон Кихота — это пародия на рыцарские странствия в романах. Герой Сервантеса при любом столкновении следует феодальному принципу — все конфликты разрешать силой оружия. Поэтому каждый «подвиг» кончается для него тем, что он оказывается избитым или искалеченным в результате потасовки.

Заключение

В конце произведения Сервантес завершает развенчивание рыцарских романов: Дон Кихот, возвращённый стараниями друзей домой, исцеляется от безумия. Он снова превратился в Алонсо Кихано Доброго и объявил, что «ныне ему претят богомерзкие книги о странствующем рыцарстве». Он даже в своём завещании указал, что его племянница лишится наследства, если выйдет замуж за человека, который читал рыцарские романы.

Образ Дон Кихота, бескорыстного и неудачливого борца за справедливость, сохранил своё обаяние до нашего времени. Такие люди, как он, пытаются бороться за справедливость, не понимая законов общественного развития, поэтому терпят трагические неудачи.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *