Анализ произведения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

Анализ сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»


В сказке Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» осмеиваются люди, всю жизнь проводящие в страхе и не делающие ничего полезного. Автор осуждает тех, кто чересчур боится опасностей и ради собственной безопасности готов пожертвовать всем интересным в жизни.

История создания

Создание этого произведения тесно переплетено с политической и общественной ситуацией в России девятнадцатого века. В 1881 году император Александр II погиб в результате теракта, подготовленного членами организации «Народная воля». Его гибель не вызвала переворота, на который надеялись террористы, а лишь побудила власть начать более сильные гонения на интеллигенцию. В результате многие либералы предпочли затаиться, чтобы не попасть под удар. Салтыков-Щедрин был против такой пассивной позиции, но открыто критиковать её не мог, поэтому написал сказку «Премудрый пискарь», в которой очень прозрачно выразил своё отношение к ситуации.

Время написания сказки «Премудрый пискарь»— декабрь 1882–январь 1883. Нужно отметить, что раньше слово «пескарь» писалось через букву «и».

Подлинная суть этого произведения была цензорам понятна, поэтому сказку долго не допускали к публикации. Однако она всё-таки была опубликована в 1883 году, но не в России, а в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она была помещена в специальную рубрику «Сказки для детей изрядного возраста». Таким образом издатели дали читателям понять, что мысль произведения глубже и серьёзнее, чем может показаться. Вскоре сказка стала известна и на родине писателя: женевскую газету распространяли представители «Народной воли», чьим интересам поднимаемая проблема соответствовала.

Жанр и направление

Это может показаться удивительным, но сказка «Премудрый пискарь» была написана в рамках направления реализм. Несмотря на то, что всё происходящее в произведении носит явно фантастический характер (рыба в сказке не только говорит, но и придерживается определённых политических взглядов), сама мысль основана на событиях, имеющих место в реальности. На связь «Премудрого пискаря» с реальным миром автор намекает, используя слова «умеренно-либеральный» и прочие термины, несвойственные сказкам.

Жанр анализируемого произведения — сатирическая сказка. Хотя проблема, поднимаемая в ней, существует в действительности, автор смягчает характер произведения свойственными сказке словами и фразами: «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и т. п. Наличие сатирических элементов также очевидно: сама аналогия, проводимая писателем между людьми и рыбами, делает очевидным, что цель произведения — высмеивание либералов.

Сюжет

Сказка «Премудрый пискарь» рассказывает читателю историю жизни пескаря, которому с детства прививали осторожность и страх перед хищными обитателями водоёма. Главным воспитателем героя был его отец, который однажды чуть не угодил в уху и с тех пор всегда всего опасался.

Когда пескарь вырос, он первым же делом вырыл себе норку, в которой отсиживался каждый день, дрожа при мысли о щуках, раках и прочих опасностях. Он покидал своё жилище только ночами.

Пескарь дожил до ста лет, но не нажил ни семьи, ни друзей. Его считали почтенной и мудрой рыбой. Однако, когда пришло время умирать, пескарь осознал всю бессмысленность прожитой жизни. Изменить что-то было уже поздно, поэтому пескарь лежал в своей норе и уныло размышлял о глупости прожитых лет. Ему приснился сон, что он выиграл двести тысяч, вырос на пол-аршина и сам превратился в опасного хищника. Во сне пескарь случайно понемножку высовывается из своей норы и исчезает навсегда.

Композиция

Особенности композиции сказки «Премудрый пискарь» соответствуют характерным особенностям фольклорной сказки. Организация сказки проста, она начинается с традиционного вступления. Все дальнейшие события, составляющие сюжет, следуют друг за другом в хронологической последовательности.

  • В экспозиции автор знакомит читателя с главным действующим лицом — пескарём, — а также с его семьёй. В продолжении этой части приводятся опасности, подстерегающие небольших рыб, какой является и главный герой.
  • Завязкой в произведении выступают наставления пескаря-отца, его советы, как прожить долгую жизнь в безопасности.
  • Развитие событий — это повествование о жизненном пути главного героя после смерти родителей, а также рассуждения пескаря о том, какой была бы его жизнь, если бы он не боялся покидать убежище.
  • В сказке трудно выделить ярко выраженную кульминацию. Однако наглядно представлены кульминационные точки — эпизоды, в которых хищники поджидают пескаря, чтобы его съесть.
  • Развязкой произведения является смерть главного действующего лица. Интересно, что в завершении сказки автор ставит риторический вопрос: куда же исчез пескарь, умер ли он своей смертью или был съеден хищником?

Тематика и проблематика

Прежде чем разобраться в смысле сказки «Премудрый пискарь», необходимо ознакомиться с мотивами, чтобы глубже понять мысль автора.

Изложение запрещённых к обсуждению и печати тем с помощью завуалированных образов — достаточно распространённое явление в истории литературы. М. Е. Салтыков-Щедрин — один из писателей, особенно активно использовавших аллегорические образы. Благодаря его искусному повествованию произведение можно читать по-разному: как детскую сказку, не вникая в заложенную глубокую мысль, или же учитывая настоящее аллегорическое значение. Поэтому можно сказать, что в «Премудром пискаре» автором развиваются две основные темы:

  • тема жизни главного героя;
  • тема бездействия, вызванного страхом за свою жизнь.


Эти темы предполагают определённую проблематику. В «Премудром пискаре» можно выделить следующие проблемы:

  • влияние воспитания на судьбу человека;
  • страх, делающий жизнь бесцельной и бессмысленной;
  • взаимодействие человека и общества;
  • смысл жизни.

Идея

По мнению писателя, многие люди стараются спрятаться от несправедливости, вместо того чтобы приложить усилия в борьбе с ней. Главная мысль сказки заключается в том, что прятаться от опасностей бесполезно: ведь ситуация становится только хуже, если не стараться на неё повлиять. Если не уметь преодолевать страх, он окажется большой преградой на пути человека к своему счастью.

Причина такого трусливого поведения, по мнению автора, заключается не только в слабости каждого конкретного человека. Само устройство общества ведёт к тому, что люди становятся безразличными по отношению к проблемам друг друга. Автор осуждает не только главного героя, но и все общественные факторы, которые привели к затворничеству пескаря.

Главный герой

Пескарь (пискарь)— небольшая речная рыба, считающая себя очень умным существом. Этот премудрый, «просвещённый, умеренно-либеральный» пескарь был очень робким. Решил он провести всю свою жизнь взаперти, чтобы избежать всевозможных опасностей, с которыми другие рыбы часто встречаются. Прожил он больше ста лет, испытывая постоянный страх, и умер одиноким.

В своём произведении Салтыков-Щедрин под видом этой рыбки изобразил типичного либерала-мещанина, для которого главными приоритетами являются комфорт, спокойствие и безопасность

Чему учит

В сказке «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыков-Щедрин высмеивает людей, которых не интересует ничего дальше порога своего дома: они не только не помогают другим, но и не вносят никакого смысла в собственную жизнь. Пассивное отношения пескаря к окружающему миру защитило его от хищников, но одновременно сделало абсолютно бессмысленными сто лет, которые он прожил в своей норе. Сказка «Премудрый пискарь» учит читателей преодолевать свои страхи и интересоваться как можно более широким спектром вещей, чтобы, в отличие от главного героя этой сказки, прожить свою жизнь достойно и улучшить жизнь окружающих.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *