Анализ произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»

Анализ рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»


В 1872 году в журнале «Заря» публикуется рассказ Льва Толстого о том, как два русских офицера попадают в плен к горцам. Обладая сильной волей, один из них отваживается на побег и обретает свободу.

История создания

Рассказ «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой написал в 1872 году. Его сюжет основан на двух реальных событиях.

Одно из которых случилось с самим автором, когда он служил на Кавказе в 1850-е годы. Там у Толстого появился друг — чеченец Садо. Лев Николаевич был восхищен чудесным скакуном товарища, и тот предложил поменяться конями. Когда их настигли чеченцы Толстой, конечно, мог бы уйти от преследователей на резвом скакуне, но тогда друг остался бы в беде. На Садо его земляки были сердиты за то, что он водился с русским. Садо стал целиться в одного из преследователей своим незаряженным ружьем. Цель нападавших — взять Садо и его спутника в плен живыми, поэтому стрелять они остерегались. Садо и Лев Толстой смогли подъехать так близко к русскому гарнизону, что часовые их увидели и забили тревогу. Из крепости выехал целый отряд казаков, и горцы спешно повернули назад. Этот эпизод Лев Николаевич впоследствии описал в сцене спасения Жилина.

Ещё один факт Толстой прочёл в воспоминаниях офицера Ф. Ф. Торнау. Торнау писал о своей жизни в плену у кавказских горцев и о дружбе с абхазской девочкой, которая приносила ему еду.

Жанр и направление

Произведение Толстого «Кавказский пленник» считается рассказом, но некоторые литературоведы уверены в том, что это не рассказ, а повесть. Всё же по количеству героев, сюжетных линий и по объёму эта книга ближе к жанру рассказа.

Направление, в русле которого работал писатель, — реализм. Оно характеризируется изображением реальной, настоящей жизни, описанные события не выходят за рамки действительности.

Сюжет

В «Кавказском пленнике» рассказывается о смелости, упорстве и стремлении к свободе русского офицера Жилина, попавшего во время Кавказской войны в плен к горцам. Вместе с ним в плен попал и офицер Костылин, который, в отличие от Жилина, не стремился убежать из плена, а ждал, когда за него пришлют выкуп. Умелый, энергичный, смекалистый Жилин всё же сумел сбежать из аула и добраться до русской крепости, а Костылина выкупили только через месяц и привезли в крепость чуть живого.

Композиция

«Кавказский пленник» состоит из шести глав, в каждой из них происходят значимые события.

Композицию можно назвать прямой, так как она следует по сюжету:

Экспозиция — знакомство читателей с главным героем, офицером Жилиным.

Завязка — получение Жилиным письма матери.

Развитие событий — два русских офицера, Жилин и Костылин, попадают в плен к горцам; неудачный побег пленников.

Кульминация — второй побег главного героя.

Развязка — Жилин добрался до своих.

Эпилог — краткое известие о дальнейшей судьбе Жилина и Костылина.

Темы

В рассказе «Кавказский пленник» Толстой затронул достаточно много тем.

Темы самостоятельности, силы духа, свободолюбия раскрыты при описании образа Жилина. Этот герой сам выбирает, как ему жить, чем заниматься. Он старается в трудных ситуациях ставить перед собой реальные цели и добиваться их осуществления.

Темы предательства, слабоволия раскрываются при описании образа Костылина. В начале рассказа он оставил в опасности Жилина. Хотя у Костылина было ружьё, он поскакал назад к крепости, не подумав о товарище. В плену Костылин просто бездействовал и ждал, когда его выкупят родные.

Темы доброты, милосердия, верности в дружбе раскрыты при описании главного героя и Дины. Жилин, находясь в плену в горном ауле, наблюдает за чужой культурой, делает добрые дела. В рассказе очень много эпизодов посвящается дружбе Жилина и Дины, ведь именно хорошие отношения с этой девочкой помогли главному герою рассказа выбраться на волю и вернуться к своим. Во время первого побега Жилин мог бы бросить обессилевшего Костылина, чтобы быстрее бежать, но не сделал этого, так как считал, что «бросить товарища не годится».

Тема бессмысленности войны раскрывается при описании дружбы Жилина и Дины. Автор показывает, что люди разных народов очень похожи и при близком контакте они перестают видеть друг в друге врагов и начинают понимать, что инородцы ничем не хуже их. Дина перестала относиться к Жилину как к инородцу, она просто видела в нем хорошего человека, старалась облегчить его жизнь в плену и даже помогла бежать.

Идея

Основная мысль рассказа «Кавказский пленник» в том, что упорство, целеустремлённость и мужество всегда побеждают. Чтобы достичь своей цели, не нужно отчаиваться и сдаваться даже в очень трудных ситуациях.

Основные герои

Жилин — настоящий русский офицер, доблестный, бесстрашный, целеустремлённый. Он обладает сильной волей, твёрдостью характера, человечностью. Жилин не может долго находиться без дела, у него золотые руки, он может починить многие вещи. Попав в плен, этот офицер вёл себя так, что жители аула стали его уважать.

Костылин — офицер, по характеру совсем не похожий на Жилина. Костылин слабоволен, он смиряется с участью пленника, много жалуется, является трусом, неспособным бороться за свою свободу.

Дина — милая, непоседливая, добрая девочка 13 лет. Она дочь горца, который держал в плену Жилина и Костылина, надеясь получить за них выкуп. Дина подружилась с Жилиным и помогла ему бежать из плена.

Чему учит

Рассказ «Кавказский пленник» учит тому, что нужно быть смелым и человечным в любой ситуации. Хорошие поступки Жилина позволили ему выжить в плену и в итоге сбежать. Доброта помогает в трудных ситуациях, наполняет жизнь смыслом. Жилин мог в плену умереть от тоски, но он занялся делом, мастерил из глины кукол для Дины, а она отвечала добром на добро. Костылин же из-за своей лени и трусости чуть не погиб в плену, спасли его только деньги родственников. Конечно же, жить так, как Костылин, не стоит. Нужно бороться, нужно верить в то, что всё получится.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *