Анализ произведения Антона Павловича Чехова «Злоумышленник»

Анализ рассказа Антона Павловича Чехова «Злоумышленник»


В рассказе Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» описываемая ситуация, на первый взгляд, кажется забавной, но затем приводит к серьёзным выводам.

История создания

Рассказ «Злоумышленник» был опубликован писателем под псевдонимом Антоша Чехонте в 1885 году в «Петербургской газете». Уже позже он был включён в сборник, который автор назвал «Пёстрые рассказы». Писатель Владимир Алексеевич Гиляровский склонялся к мнению, что у героя в рассказе существовал вполне реальный прототип — крестьянин Никита Пантюхин, проживавший в посёлке Красково. Однако доподлинно неизвестно, если ли основания так считать: большинство персонажей из рассказов Антона Чехова не имеют прототипов, герои чаще всего представляют обобщённые образы.

Жанр и направление

Жанр произведения «Злоумышленник» — юмористический рассказ. Автор смеётся над ситуацией, но делает это мягко, с состраданием. Юмор в рассказе «Злоумышленник» вызван прежде всего несвязной, нелогичной и совсем безграмотной речью крестьянина в суде, а также нелепостью самой ситуации: следователь уверен, что перед ним преступник и злоумышленник, и намерен привлечь его к серьёзнейшему наказанию, а виновный даже не понимает, как трагично его положение. Таким образом, рассказ сочетает в себе как грустное, так и смешное.

Рассказ «Злоумышленник», как и все произведения А. П. Чехова, написан в рамках литературного направления реализм.

Сюжет

В центре ситуации, описанной в рассказе «Злоумышленник», находятся следователь и глуповатый деревенский мужик. Их диалог составляет основу рассказа.

Утром железнодорожному сторожу Ивану Акинфову доводится увидеть, как тощий крестьянин откручивает гайку с рельсы. Сторож проводит нарушителя к судебному следователю, который начинает выяснять, при каких обстоятельствах и с какой целью крестьянин пошёл на кражу гайки.

Главный герой — безграмотный крестьянин по имени Денис — признаётся, что он совсем не первый, открутивший гайку с полотна, что мужики в посёлке промышляют ловлей рыбы, для чего им необходимы грузила, которые они из этих самых гаек и делают.

Когда крестьянину заявляют, что подобные действия могут привести к железнодорожной аварии и крушению поезда, он усмехается и восклицает: «Ежели б я рельсу унёс … а то … гайка!»

Однако невежество мужика не интересует следователя: Дениса приговаривают к тюремному заключению.

Композиция

В композиции рассказа «Злоумышленник» есть любопытные особенности: произведение не имеет ни вступления, ни явной концовки. Читатель с самого начала оказывается на судебном разбирательстве, а в конце может домыслить сам, действительно ли крестьянин всё-таки будет отправлен в тюрьму.

Темы

В произведении Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» раскрывается более глубокая тема, чем может показаться на первый взгляд — тема справедливости. Следователя нельзя обвинить в произволе: он выносит обвинение и приговор исключительно в соответствии с законом, наказывая человека, который действительно мог своими действиями вызвать крушение поезда. С другой стороны, для Дениса вина остаётся непонятной: он откручивает гайки, чтобы иметь способ прокормить свою семью, и не понимает опасных последствий своего поступка, так как не имеет образования. Можно сделать вывод, что в ситуации виноват не главный герой рассказа, а государство, не проводящее политику просвещения.

Другая важная тема произведения — бедность и безразличное отношение к ней обеспеченных людей. Крестьяне воруют гайки с единственной целью ловить рыбу и кормить семью, однако чиновников и богачей совсем не интересуют причины, повергшие людей в бедность, в которой кража гаек остаётся единственным способом не умереть от голода. Автор задаётся вопросом о том, может ли в нормальном государстве сложиться такая ситуация, когда люди вынуждены вредить государственной собственности ради выживания.

Третья, не менее важная тема, поднимаемая автором рассказа — тема маленького человека. У читателя остаётся мало надежды, что какой-нибудь чиновник обратит серьёзное внимание на мотивы, побудившие Дениса к преступлению. Главный герой, вероятнее всего, окажется там же, куда попадают убийцы, хотя он даже не осознал совершённый им вред. Семья Дениса останется без главы и окажется в очень трудных обстоятельствах. Такова, по мнению Чехова, участь маленького человека, потерявшегося в большом множестве безразличных людей.

Идея

Главная мысль, которую автор доносит до читателя в рассказе «Злоумышленник» — протест против равнодушия чиновников, игнорирующих проблему в целом. Несмотря на то, что гайки воруют все жители посёлка, создавая тем самым опасные условия для поездов, ничего не делается для того, чтобы просветить их и прекратить наносимый железной дороге вред. Денис говорит, что и господа пользуются гайками для рыбалки — и, конечно же, знают, откуда эти гайки появляются, однако остаются слепыми как к опасности крушения поезда, так и к наказанию простых людей. Главный герой, несмотря на свою глупость и необразованность, вызывает сочувствие, так как совсем не хотел кражей гайки нанести какой-либо ущерб.

Таким образом, автор наглядно демонстрирует, как за общую вину расплачивается один, самый слабый и беззащитный человек. Смысл рассказа в том, что для устранения какой-либо проблемы недостаточно приложить минимальные усилия, чтобы добиться поверхностного результата — необходимы комплексные меры, чтобы не только искоренить проблему, но и соблюсти справедливость.

Основные герои

Денис Григорьев — Деревенский житель, необразованный мужик. Он откручивает гайки на железнодорожном полотне, чтобы использовать их в качестве грузила для удочки, создавая этим опасность крушения поезда. Крестьянин не понимает, в чём его обвиняет судебный следователь, ведь он выкручивает не все гайки, а только некоторые. Приговор, по результатам которого Дениса отправляют в тюрьму, становится для него полной неожиданностью. Герой утверждает, что не сделал ничего противозаконного.

Следователь — должностное лицо, расследует преступление Григорьева. Он достаточно терпелив и пытается объяснить нарушителю, к чему могли привести его действия. Однако в конце концов он отказывается от намерения что-либо доказать подсудимому и отправляет его в тюрьму.

Чему учит

Рассказ «Злоумышленник» учит читателей смотреть на проблемы не поверхностно, а с учётом всей их глубины. Автор даёт понять, что наказать одного человека — слабого, глупого и неспособного дать отпор — нетрудно, но это не поможет предотвратить аварии. По-настоящему, виновны господа, заботящиеся только о своём собственном комфорте. Противоправные поступки народа не будут их волновать, пока они сами не окажутся в поезде на железной дороге с рельсами без гаек.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *