Анализ произведения Антона Павловича Чехова «Размазня»

Анализ рассказа Антона Павловича Чехова «Размазня»


В рассказе Антона Павловича Чехова «Размазня» показано, как важно не соглашаться с несправедливым к себе отношением и уметь защищать свои права.

История создания

Антон Павлович Чехов написал рассказ «Размазня» в 1888 году, в том же году это произведение было напечатано в юмористическом журнале «Осколки». Неизвестно, послужили ли прототипами для героев реальные люди. В конце девятнадцатого века многие девушки лишались средств к существованию и были вынуждены найти работу, так что рассказ мог стать для них поучительным и научить их защищать свои права.

Жанр и направление

Как и прочие работы Антона Павловича Чехова, рассказ «Размазня» относится к литературному направлению реализм, в котором писатель преимущественно работал.

Жанр произведения можно определить как юмористический рассказ, потому что он сочетает в себе главные его характеристики: ёмкое название, короткое вступление, бытовой и интересный случай из жизни. Основой рассказа являются диалоги.

Сюжет

Сюжет основан не небольшом испытании, которому хозяин решает подвергнуть гувернантку своих детей Юлию Васильевну. Он вызывает её к себе с намерением оплатить её работу, но для начала решает ознакомить девушку со своими подсчётами.

Юлия отработала два месяца, за что должна получить восемьдесят рублей, однако хозяин готов заплатить только шестьдесят. Гувернантка только вспыхнула, но не сказала ни слова. Затем хозяин начинает вычитать по несколько рублей за каждую небольшую оплошность: разбитую чашку, пропуски занятий с детьми по болезни и так далее. В результате сумма уменьшается до жалких одиннадцати рублей.

Гувернантка убрала деньги в карман, прошептав: «Мerci». Хозяин раздражённо спросил: «За что же merci?». Его возмущение было вызвано смирением девушки, давшей так себя обокрасть. В результате он заплатил Юлии восемьдесят рублей, сказав, что свои права нужно отстаивать.

Композиция

  • Экспозиция. Хозяин приглашает гувернантку зайти к себе в кабинет.
  • Завязка. Хозяин говорит: «Давайте посчитаемся».
  • Развитие действия. Хозяин перечисляет причины, якобы дающие ему право снизить сумму, и в результате сводит её с восьмидесяти к одиннадцати рублям.
  • Кульминация. Гувернантка убирает заработок в карман и тихо говорит: «Merci».
  • Развязка. Хозяин говорит девушке, чтобы она не была такой размазнёй, извиняется за довольно жестокий урок и отдаёт заработанные ею восемьдесят рублей.

Темы

Главная тема произведения — неспособность слабохарактерного человека противостоять несправедливости. Героиня произведения — «маленький человек», ведущий себя трусливо перед лицом низости и коварства. Ей повезло встретиться с хозяином, который преподал ей важный урок противостояния несправедливости.

Другие темы этого рассказа — гордость и смирение. Писатель наглядно демонстрирует на примере Юлии, что кротость не всегда добродетель, что это качество способно навредить человеку. В то же время умение постоять за себя не всегда должно приравниваться к гордыне. Нет ничего плохого в том, чтобы человек ценил, уважал себя и защищал свои права.

Идея

Главная мысль рассказа «Размазня» состоит в том, что необходимо бороться с произволом, уметь устанавливать собственные правила игры, если они соответствуют законам нравственности. Нужно не играть по навязанным нечестным правилам. Человек должен добиваться от окружающих такого к себе обращения, которое заслуживает. Если не сопротивляться несправедливости, она становится больше, сильнее и увереннее в себе, ощущая свою безнаказанность.

В данном произведении Чехов осуждает сформированный многими его предшественниками культ жертвы. Во многих произведениях литературы восхваляется робкий, готовый на порой бессмысленное самопожертвование человек. Антон Павлович считает, что в творящемся произволе виноват не только обидчик, но и обиженный, позволяющий обращаться с собой как с низшим существом. Мотив маленького человека ярко прослеживается во многих произведениях Чехова и занимает важное место в его творчестве.

Основные герои

Рассказчик — хозяин дома, настойчивый, решительный, добрый мужчина, решивший преподать гувернантке важный урок, чтобы облегчить её дальнейшую жизнь.

Юлия Васильевна — гувернантка, молоденькая, неопытная девушка, робкая, скромная, не умеющая защищать свои права.

Чему учит

А. П. Чехов в рассказе «Размазня» учит читателя быть смелым, а не бесхребетным. Автор показывает, что сильный человек — не тот, кто обладает положением, деньгами или властью, а тот, на чьей стороне правда, и кто умеет её защищать. Безвольные люди, такие как Юлия, будут подвергаться нападкам бессовестных хозяев на протяжении всей жизни, если не научатся упорству и не взрастят в себе чувство собственного достоинства. Автор не видит причины, которая может заставить человека безропотно сносить оскорбления и произвол.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *