Характеристика попа из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Поп из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Главными героями поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются семь простых деревенских мужиков. В поисках ответа на свой вопрос о сущности счастья они встречаются со многими людьми, с которыми заводят беседы. Одним из их собеседников становится поп. Характеристика образа попа дает идеальное представление о нём.

Встреча с попом

О том, что священнослужитель может быть счастливым человеком, высказался один из мужиков по имени Лука. Этот персонаж пытается уверить своих единомышленников, что больше всех счастлив поп. И именно ему живется на Руси хорошо.

С попами в царской России были связаны рождение, погребение и проведение практически всех праздников. Священнослужители всегда были посредниками между небом и землёй, жизнью и смертью. Памятуя о важности попов, Лука и предложил своим спутникам расспросить именно этого персонажа первым.

Характеристика попа

Этот герой поэмы служит в сельской церкви. Н. А. Некрасов не даёт конкретную характеристику его внешнему виду. Этот священник — безликий персонаж. «Поп широкой шляпою //В лицо себе помахивал». Лицо попа имеет строгое выражение.

Поп Некрасова — это обобщённый образ всех священнослужителей, которые жили практически по одному укладу. Они имели большие семьи и свой собственный приход, в который приходили по большей части одни лишь крестьяне. Заработки священников зависели от крестьянских подношений. Услуги попа не имели фиксированной платы. Каждый крестьянин подавал ему столько, сколько может. Но в некоторых случаях, если крестьяне не могли заплатить попам, те шли на уступки и помогали беднякам. Таких священнослужителей было очень мало, в основном все они преследовали меркантильные цели, стремясь обогатиться за чужой счёт.

Поп говорит своим попутчикам о том, что деревни нищают. А деревенская нищета весьма пагубно отражается на его служебной деятельности. Он хочет, чтоб простой мужик богател, а священнослужитель, в свою очередь, будет на нём наживаться.

Поп жалуется своим спутникам на тяжёлую судьбу. Он должен приходить к людям в дождь, в снег и в град. В любую погоду нужно было крестить младенцев, сочетать браком молодожёнов и отпевать покойников: «В жнитво и сенокос, //В глухую ночь осеннюю, //Зимой в морозы лютые, //И в половодье вешнее //Иди, куда зовут!».

Священник заверяет своих собеседников, он вынужден брать подаяния у крестьян, чтобы прокормить свою семью. Если работать исключительно за «спасибо», то можно и по миру пойти. Именно такого убеждения он и придерживается.

Образ жизни и семейный быт священнослужителей высмеивается народом. Священник раздражён этим. Он обижается на примету, согласно которой случайно встретить попа — к худу: «С кем встречи вы боитеся, //Идя путем-дорогою?».

Все крестьянские песни, в которых высмеивают попов, он воспринимает с критикой: «О ком слагаете //Вы сказки балагурные, /И песни непристойные, //И всякую хулу?». В этих песнях простой народ высмеивает не только самих священнослужителей, но также и их жён, сыновей и дочерей. Народ уже не верит служителям Бога, так как попы потеряли к себе уважение.

Можно подумать, что, собирая поборы с крестьян, священнослужитель совсем равнодушен к их бедам. Однако, на самом деле это не так. Видя человека, находящегося у смертного одра, или осиротевшего ребенка, священник сопереживает им. Он сочувствует семьям, потерявшим кормильца.

В чём заключается счастье для попа

Вступая в разговор с попом, странники считают, что тот может оказаться довольным своей жизнью человеком. Когда они спрашивают, счастлив ли священнослужитель, тот даёт им свой ответ.

Он отвечает странникам, что не располагает ни богатством, ни покоем, ни честью. А они и есть для него самое настоящее счастье, которое у него отсутствует, о нём лишь остаётся мечтать.

Священник говорит о том, что счастья нет и у крестьян: то неурожай, то наоборот огромное обилие урожая, то ещё какие беды приключаются. Он сетует, что жизнь у него очень беспокойная. Его постоянно вызывают по любому поводу: крестины, похороны, венчание. Он сопереживает людским страданиям, и от этого, по его словам, у него болит душа.

Образ попа Некрасова олицетворяет духовенство XIX века. Отмена крепостного права привела к тому, что большинство крупных помещиков забросили свои имения и уехали в столицу. Священники потеряли источник финансирования, поступавший от господ. С крестьян-то особо взять нечего. Вот попы и выживают, как могут, нередко обирая до нитки всё тех же страдальцев-крестьян.

Заключение

Образ попа многогранен. Его беспокоит участь обездоленных людей. Но, в то же время, он не гнушается поборами, которые принимает в качестве платы за оказанные им услуги. Так что в некоторой степени его можно назвать и эксплуататором.

Он осознаёт свою важность и считает, что крестьяне (а у него, по его же словам, большой приход) должны содержать его вместе с семьёй.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *