Драма «Гроза» была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 г., как раз накануне больших перемен, происшедших в России в 1861 г. Поэтому в ней так остро встали вопросы «беспредела» отцов города. Главная героиня произведения — Катерина, выйдя замуж, попадает в подобную семью. Здесь власть сосредоточена в руках её свекрови — Кабанихи, которая держит в «ежовых рукавицах» всю семью: сына Тихона и дочь Варвару. Характеристика образа Тихона Кабанова помогает лучше понять причину трагедии, происшедшую в пьесе «Гроза».
Содержание
Характер
В лице Тихона Кабанова, мужа главной героини драмы, показан типичный «маменькин сынок». Он не имеет собственного мнения, безволен, податлив.
Воспитанный деспотичной матерью, Тихон даже не пытается проявлять свой характер, по той причине, что у него его нет. Он привык, что за него всё решает «маменька». Живя в постоянном страхе быть наказанным Марфой Игнатьевной, Тихон рос тихим, забитым мальчиком, который в дальнейшем стал таким же робким мужчиной. Несмотря на то, что Кабанов женился, и, по сути, стал главой семьи, он продолжает подчиняться матери, к этому же призывает Катерину. В глубине души он, возможно, любит жену, сочувствует ей, но приобретённый за годы страх перед деспотичной матерью, не позволяет ему стать опорой и защитой для Катерины. Мало того, потакая маменькиным прихотям, он «воспитывает» жену иногда слегка «поколачивая».
Его характер сформировался под влиянием закона беспрекословного подчинения родителям, но беда в том, что всё воспитание родительницы сводилось к тому, чтобы подавить волю сына. Чего, в конце концов, Марфа Игнатьева и добилась. Она вырастила безвольного бесхребетного человека, неспособного совершать мужские поступки, стать опорой семье.
С другой стороны, видимо, в нём с младенчества была заложена натура раба. Так как воспитанная в таких же условиях сестра его Варвара выросла более раскрепощённой. Она не боится противоречить матери, упрекает брата в бесхарактерности. Но, стоит заметить, что и дочь, и сын Кабанихи, воспитанные в страхе, стали изворотливыми лгунами.
Единственная отдушина для Тихона — это дальние поездки по делам. Там он чувствует себя свободным: пьёт и гуляет. Судя по всему, он вообще много пьёт, что тоже говорит о слабом характере.
Кроме таких качеств как трусливость, бесхарактерность, любовь к выпивке и разгулу, стоит отметить, что Тихон глуп, плаксив и слаб.
Часто в критике, в различных работах, можно увидеть в характеристике Кабанова такие качества, как доброта и мягкотелость. На самом деле он совсем не добр, а лжив и эгоистичен. А мягкотелость мужчины связана с его нежеланием что-то менять в привычном укладе жизни.
Отношения с людьми
В отношениях с людьми характер Тихона проявляется по-разному.
С маменькой он трусоват и подобострастен. Кабанов во всём с ней соглашается, старается не перечить, чтобы не вызывать напрасно её гнев. К такому же отношению к свекрови Тихон приучает Катерину. Он часто пеняет ей, что она недостаточно почтительна с матушкой, просит быть более снисходительной к упрёкам свекрови.
Наедине с Катериной Тихон старается казаться ласковым и нежным, при матери он более сдержан с женой. В диалогах с ней он больше уговаривает Катерину, успокаивает, но и только. Кабанов не замечает терзаний жены, её нервного состояния, не пытается заступиться, когда её задирает Кабаниха. В этом проявляется эгоизм Тихона. Для Кабанова главное, чтобы не было скандалов, чтобы всё было «шито-крыто». Себялюбие мужчины проявляется и в сцене отъезда, когда Катерина почти на коленях умоляет его остаться. В этот момент Тихон думает не о том, что спокойная сдержанная жена вдруг срывается, а том, что ему не удастся вволю погулять. После гибели Катерины Кабанов винит не себя, не откликнувшегося на просьбы жены и ни разу за неё не заступившегося. Он обвиняет мать, которая, в сущности, вела себя, как всегда: подавляла волю людей. Кабанов словно оправдывается перед людьми и богом. Здесь явственно проступает его трусливый характер.
С Варварой Тихон совсем не любезен, дерзок, часто огрызается в ответ на её упрёки. Ему не нравятся насмешки сестры в его адрес по поводу подчинения Кабанихе, потому что сам понимает, что во многом девушка права.
Кабанов вполне дружелюбен с земляками-приятелями. Любит с ними побалагурить, выпить, пооткровенничать. Своим приятелям он часто жалуется на обстановку в доме, что маменька всех «поедом ест», говорит о своей несвободе, честно им признаётся, что с радостью уходит в загул, чтобы отдохнуть от семьи.
Заключение
Образ Тихона ещё раз доказывает, насколько опасно сказывается на формировании характера человека подавление его воли, изменение характера. Такие люди вредят не только себе, но и близким, не желая в душе им зла, доводят порой до самоубийства.
Характеристики всех героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» тут.